Курить сигары – это прекрасно. Разбираться в них – просто замечательно. Однако для настоящего афисионадо не менее важно понимать, откуда же сигары появились в Европе и как стали частью нашей европейской культуры. Ведь каждый школьник (ладно, почти каждый) знает, что табак для Европы растение импортное, завезенное из Америки. Да и выращиваемый в Европе табак мало пригоден для изготовления сигар - даже французские Navarra и итальянские Toscano никак не могут считаться эталоном сигарного качества, хотя свои поклонники у них, безусловно, есть. Так как же табак попал в Европу? Сразу восприняли европейцы новое растение и новое занятие или нет? Кто сыграл важнейшую роль в появлении табака и сигар в Европе? Постараемся сегодня разобраться с тем, откуда взялись сигары, как они совершили путь через океан и проникли в Европу.
Родиной табака является не Куба (как, наверное, считают многие), а территория современных Боливии и Перу в районе озера Титикака. Тамошние племена использовали табак задолго до нашей эры и, по некоторым сведениям, даже раньше египетских пирамид. Постепенно, благодаря торговым и культурным связям между племенами Южной Америки, табак и его потребление продвигались на север, со временем достигнув Карибского бассейна.
Табак у индейцев Карибских островов имел важное ритуальное значение, и его употребление было своего рода религиозной практикой. Причем само употребление могло осуществляться разными способами: пучок листьев кидали в костер и вдыхали дым, табак жевали или курили носом. Вот только почему-то никто не додумался курить его так, как принято сейчас – через рот.
Именно на Карибских островах и случилась первая встреча европейцев с табаком. 28 октября 1492 года Христофор Колумб высадился на Кубе, где в качестве дара и символа мира ему преподнесли отнюдь не трубку, которая прочно ассоциируется в нашем сознании с курением у индейцев. Дело в том, что по фильмам и книгам нам знакомы, в основном, индейцы из Северной Америки, а произрастающий там табак ломкий и не такой эластичный, как карибский. Свернуть его в сигару, не раскрошив листья, невозможно, поэтому североамериканские индейцы курили трубку. А на Карибах уже в те времена в ходу была этакая "первобытная сигара" - пучок высушенных табачных листьев, подожженных с одной стороны. Индейцы племени таинос называли этот пучок «коиба» (Cohiba), и именно так сейчас называется топовая марка кубинских сигар - иронично, не правда ли? Силуэт индейца на этикетке и сигарных бантах напоминает нам, откуда произошло такое диковинное название.
Практичные европейцы не собирались посредством табачного дыма общаться с предками или богами, они использовали заморское растение исключительно по прямому назначению - наслаждались вкусом, ароматом и процессом курения. К слову, сам Христофор Колумб не нашел в этом занятии ничего привлекательного. По счастью, среди членов его экспедиции оказались более прозорливые люди. Считается, что Родриго де Херес стал первым европейским курильщиком и по возвращению в Старый Свет подал пример соотечественникам. Впрочем, сам Родриго через это только пострадал - религиозные испанцы решили, что человек, выдыхающий изо рта дым, обязательно одержим дьяволом. Инквизиция и католическая церковь объявили курение вне закона, а Родриго де Хереса отправили в тюрьму. Вышел он оттуда только через семь лет, да и то не по милости священнослужителей, а лишь потому что курение распространилось по всей Испании и на борьбу с ним что светские, что церковные власти махнули рукой.
Да, европейцам понравилось курить, и вместо борьбы с тем, что запретить оказалось не под силу, испанская корона решила заработать на новой страсти своих (и не только своих) подданных. В 1541 году на Кубе появилась первая фабрика по производству сигар, хотя те сигары по конструкции существенно отличались от того, что мы привыкли курить. Кроме того, табак в Европу поступал двумя путями: северным (в основном, от англичан и голландцев) и южным (от испанцев и португальцев). Однако англичане и вместе с ними большинство европейцев получали табак из своих североамериканских колоний, поэтому (из-за недостаточной его эластичности) курили преимущественно трубку. Скрутить в сигару можно было только из латиноамериканского табака, который не столь распространен, и курили сигары (или их прообраз), в основном, в Испании. Собственно, даже сам термин «сигара» происходит от испанского «cigarro».
А вот растение и основное действующее вещество – никотин, получили свое название благодаря предприимчивому французу Жану Вильману Нико. Он был отправлен в Португалию с деликатной миссией – поспособствовать династическому браку между Маргаритой де Валуа и малолетним португальским королем Себастьяном I. Отправила его никто иная, как легендарная Екатерина Медичи. Миссию Жан Нико провалил, однако перед отъездом в 1560 году – видимо, в качестве прощального сувенира – прихватил с собой… табак (ну как тут не вспомнить Остапа Бендера и ситечко мадам Грицацуевой!). По возвращению во Францию он смог убедить Екатерину Медичи (словно доверчивую Эллочку-Людоедочку) в чудодейственных свойствах заморского растения, который Жан Нико не набивал в трубку и не скручивал в сигару, а настоятельно рекомендовал нюхать. По мнению первой пациентки, табак излечил ее от мигрени, а что годится для королевы – годится и для ее подданных.
Придворные быстро переняли новую высочайшую моду, и вскоре уже весь двор с удовольствием нюхал и чихал, чихал и нюхал. Вслед за благородными дамами и господами привычка распространилась про всей Франции (а потом – и за рубеж), а придумавшего новый способ употребления заморского зелья Жана Нико увековечили, дав в честь его фамилии (Jean Nicot) латинское название новому растению, а также и основному содержащемуся в нем веществу – никотину.
Вот так, иногда благодаря курьезу, иногда вопреки религиозным преследованиям, табак постепенно завоевывал Европу. И, хотя сигары в Европу попали вместе с Христофором Колумбом, поначалу более широкое распространение получило курение трубки и употребление нюхательного табака. Лишь со временем сигара стала обязательным атрибутом высшего света.
Но это - уже совсем другая история.
Комментарии пользователей