Пьянящее золото на холме Красной пагоды (продолжение 11)

Автор еженедельной колонки

К началу двадцатого века, когда сигареты стали вытеснять другие формы табачных изделий, кальян все еще широко употреблялся во многих частях сельского Китая, а также в некоторых прибрежных городах. Однако в республиканскую эпоху горожане начали постепенно отказываться от него как от отсталого и «крепостнического» способа потребления табака, отдавая предпочтение «современным» сигаретам. Сельские же жители и жители малых городов продолжали пользоваться классическим кальяном. Этот способ потребления табака сохранялся в некоторых сельских районах вплоть до 1950-х годов, но после земельной реформы «большого скачка вперед» и «культурной революции» эта практика в основном сошла на нет вместе со старым классом помещиков.

Так же, как в свое время произошло со старыми способами употребления табака, все более широкое распространение среди определенной части городской элиты стали приобретать сигареты. Современный, модный табачный продукт, легко преобразуемый с помощью  рекламы и массового маркетинга в иерархически стратифицированные марки, способные отражать статус человека, сигареты явили собой идеальную замену «старомодным» кальяну и нюхательному табаку у зарождающейся городской интеллигенции и новых предпринимательских классов республиканского Китая.

Бумажные сигареты в Китае появились только в конце XIX века. Сначала табак курили, завернув в газету, и лишь позже началось промышленное производство сигарет. При этом не всем сигареты пришлись по душе. В 1944 году Так У Цзусян (1908–1994 гг.), выдающийся современный писатель, назвал кальян и табак для кальяна уникальной китайской формой курения. В расширенном эссе на эту тему он превозносит «древнюю» китайскую практику курения табака в кальянах как воплощение уникального коллективного духа Китая, которому он противопоставляет материализм и индивидуализм, олицетворяемые «чуждой» культурой курения сигарет. 

 кальян и табак для кальяна уникальная китайская формой курения

На самом деле, китайская история кальянного, нюхательного и даже трубочного табака показывает, что эти способы потребления возникли не из уникальных культурных традиций Китая, а благодаря продолжительному взаимодействию империи Цин с внешним миром. Самый высококачественный нюхательный табак, распространявшийся на рынках восемнадцатого и девятнадцатого веков в Китае, как отмечалось выше, был родом из далекой Бразилии, а кальян был продуктом участия Китая во внешней торговле, в первую очередь, со Средней Азией и Индией. Часть китайской элиты отдавала предпочтение табаку, импортируемому из Японии или Кореи, в то время как китайские торговцы в восемнадцатом веке доставляли китайский табак в Юго-Восточную Азию, Монголию и Сибирь, а в девятнадцатом веке продавали его европейцам для реэкспорта на более широкие мировые рынки. Когда в 1880-х и 1890-х годах в страну  стали ввозить сигары и сигареты иностранного производства, они легко включились в высокоразвитую местную культуру курения, которая уже привыкла к адаптации новых продуктов из дальних стран. 

В 1956 году 22 компании по производству кальянов и табака, расположенные в городе Ланьчжоу, объединились в концерн, образовав местную монополию. Сегодня самые крупные и успешные компании расположены в Сиане, Шанхае, Наньтуне и Сучжоу, с крупными отделениями в Ханькоу, Тяньцзине, Баотоу, Лояне, Тайюане, Чэнду, Чунцине, Пекине и других городах.

После 80-х и без того шаткая репутация кальяна упала окончательно, в том числе и из-за того, что китайцы старались во многом подражать заезжим европейцам, которые кальяну предпочитали папиросы и сигары. Среди горожан кальян стал ассоциироваться с деревней, бедностью и разрухой. По признанию самих хозяев заведений, где предлагают кальян, такой бизнес и сегодня – зрелищный, но для китайцев совершенно не статусный, к тому же и далеко не самый прибыльный.

По мнению экспертов, надежда на возрождение культуры курения кальянов все-таки есть. Табак, использующийся в ланьчжоуском кальяне, благодаря своим химическим свойствам признаётся китайской медициной лечебным средством: помимо негативного влияния на организм, в малых дозах и с низкой концентрацией никотина он оказывает и некоторый положительный эффект. В конце концов курить кальян в Китае снова становится стильно и модно, ведь китайские хипстеры, падкие на всё ретро, с удовольствием посещают немногочисленные кальянные и понемногу популяризируют кальянную культуру. Тем не менее, до сих пор покупатели смесей для кальянов в Китае, по большей части, деревенские жители с низким достатком: рыбаки, труженики полей, пастухи. Иностранные курительные смеси и уголь практически не представлены на рынке, где господствуют составы для ланьчжоуского кальяна. Подавляющее количество табака продаётся там же, где и производится.

традиционные китайские виды употребления табака

Согласно данным официальной статистики, почитателей ланьчжоуского кальяна насчитывается более 1 млн человек. В год ими приобретается от 1 до 1,5 млн. килограмм табачных смесей. Перспектива увеличения рынка табачных изделий и сбора налогов с реализации разнообразных курительных аксессуаров и табака подталкивает правительство к поощрению развития табачного бизнеса, в том числе и кальянного.

В отличие от полностью легального ланьчжоуского кальяна, арабский кальян в Китае юридически находится в пограничном положении, не относясь ни к легальным, ни к нелегальным способам табакокурения. Производство табака для курения арабского кальяна в Китае, его перевозка и реализация должны сопровождаться соответствующими разрешениями компетентных органов, точно также, как в случае с другими изделиями табачной промышленности. Так как табак для арабского кальяна в Китае практически не производится, а импорт его не достигает промышленных масштабов, то и схема контроля в таком случае крайне размыта.

Рассказывая о табакокурении в эпоху империи Цин, конечно, нельзя не сказать несколько слов об опиумных войнах.

Китай был самой богатой странной Восточной Азии и Азии в целом. Он обладал уникальными товарами (шелк, фарфоровые изделия, предметы искусства, чай), и при этом вел торговлю только в обмен на серебро и золото. Помимо этого, существовало много ограничений для иностранных торговцев. Собственно, дисбаланс торгового взаимодействия был очевиден: Китай много экспортировал, а импортировал минимум.

Для Англии того времени Китай представлялся важным перспективным рынком. И в поиске товара, который был бы способен изменить торговый баланс в свою пользу и сделать торговлю с Цинской империей в условиях ее протекционистской политики выгодной, Англия стала заполнять китайский рынок опиумом.

В Китае давно были известны медицинские достоинства мака, но как наркотик он широко не использовался. Однако с распространением курения (примерно с XVI века), опиум стал примешиваться к табаку. Вслед за торговцами на юге Китая опиум стала курить и аристократия, он постепенно проник во Внутренний Китай. Осознавая опасность наркотических свойств опиума, а также то, что торговля им приводит к развращению местных чиновников, созданию коррупционных схем, в XVIII веке император запретил опиокурение и торговлю этим веществом. Однако, несмотря на декреты 1729 и 1799 годов, опиум продолжал поступать в Китай, чиновники — участвовать в контрабанде, а серебро и золото — уходить из империи.

Применялся для курения опиума, гравировка включает цветы мака. Можно видеть откидную крышку контейнера для опиума. (XIX век)
Применялся для курения опиума, гравировка включает цветы мака. Можно видеть откидную крышку контейнера для опиума. (XIX век)


За пределами современной Европы китайцы совершенствовали искусство курения опиума. Научившись у яванцев курить смесь табака и опиума, вскоре они отдали предпочтение последнему, отчасти из-за императорского запрета на курение табака. Но еще важнее было то, что курение опиума приносило гораздо больше удовольствия и считалось менее вредным для здоровья. Китайцы, со своей технической одаренностью, особенно проявлявшейся в улучшении быта, возвели курение опиума в ранг настоящего искусства, единственного в своем роде. Курение для поклонников магического опиумного дыма стало ритуалом, и приспособления для курения тоже стали ритуальными. Помимо того что требования к качеству опиума были крайне высокими, а процедура его приготовления — очень строгой, уникальной была опиумная трубка, или «ружье для курения».

Международные торговцы поставляли в Китай опиум и получали огромную прибыль, что, конечно, подрывало китайскую экономику. В результате в 1839 году Китай запретил торговую деятельность с иностранцами. В 1840 году у купцов из Англии было конфисковано и уничтожено 1200 тонн опиума, и это стало поводом для начала военных действий против Китая. Развязалась первая «опиумная» война, которая продлилась 2 года. Китай сильно отставал в технологическом процессе, поскольку долгие годы был закрытой страной. Вооружённые силы Поднебесной насчитывали чуть менее миллиона человек, из которых в конфликте приняли участие только сто тысяч. Однако даже при такой численности они потерпели поражение, хотя численность английского войска составляла всего четыре тысячи человек.

Пожалуй, это была первая в мировой истории война, которая велась за новые рынки сбыта, а не за территории. Эту войну Китай проиграл и был вынужден подписать Нанкинский договор.

В стране развивался внутренний социальный кризис, спровоцировавший Тайпинское народное восстание. Ситуацией воспользовались капиталистические страны: США, Франция и Англия, которые требовали предоставления права судоходства по Янцзы и открытия новых морских портов. В 1854 году державы потребовали перезаключить договоры, подписанные по результатам первой «опиумной войны», но получили отказ. В 1856 году началась вторая «опиумная» война, которая продлилась 4 года. В ней Китай тоже проиграл.

Опиумные войны оказали большое влияние на последующее развитие Поднебесной, которая начала терять свою самостоятельность. Поражения продемонстрировали, что династия Цин не в состоянии управлять международными отношениями, был взят курс на изоляцию от других государств.

китайский старик с трубкой

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.