Пьянящее золото на холме Красной пагоды (продолжение 10)

Автор еженедельной колонки

В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков у китайской элиты появилась мода на особый «водяной табак» (шуйян). Первоначально импортированный в Китай из исламского мира и стран Индийского океана в семнадцатом веке табак для кальяна стал производиться и в Китае, в основном в Ганьсу и Фуцзяне. Как и в случае с нюхательным табаком, использование кальяна зародилось в высших эшелонах общества и лишь постепенно распространилось на более широкие слои населения. Однако в отличие от нюхательного табака, употребление которого в основном ограничивалось несколькими городами, курение кальянного табака широко распространилось по всей стране. Когда это стало модным, дорогой кальянный табак разных сортов и происхождения стал продаваться не только в крупных городах, но и в сельской местности. Более прохладный и мягкий дым специально обработанного табака, вдыхаемый через камеры кальяна, особенно понравился южным литераторам и дворянкам. Частично это объясняется сложившимися в те времена представлениями о благотворном влиянии курения кальяна на здоровье. Статус и класс также играли значительную роль, поскольку кальян считался более изящным, чем длинная трубка. На протяжении всего правления династии Цин кальяны служили классическим символом неторопливой помещичьей жизни. В конечном счете, когда городская элита отказалась от нюхательного табака и курения трубки в пользу сигарет промышленного производства, кальян стал почти исключительно сельским явлением, сохранившимся во многих районах Китая вплоть до двадцатого века. 

В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков у китайской элиты появилась мода на особый «водяной табак» (шуйян)

Хотя, как отмечалось выше, китайцы изначально переняли кальянную культуру из Индии и Ближнего Востока, ими в конце концов был разработан кальян особой формы: он был меньших размеров и более транспортабельным, чем завезенные извне. Самые ранние китайские кальяны эпохи Цяньлун, представляли собой цельнолитые артефакты из легированного металла (белое серебро, бронза или латунь) с длинными тонкими шлангами. Сосуд имел в основании конусообразную форму. Некоторые из них были покрыты лаком, а мундштуки имели золотые вставки. Кальяны восемнадцатого века в настоящее время чрезвычайно редки, что позволяет предположить, что их использование было довольно ограничено.

китайский кальян
Кальян латунь, Китай 40-е годы XX века (1942 г)

 К началу девятнадцатого века количество китайцев, отдававших предпочтение кальяну, заметно возросло. В периоды правления императоров Цзяцина (1760-1820) и Даогуана (1782-1850) табаки для кальяна, особенно те, что выращивались недалеко от Ланьчжоу, стали чем-то вроде модной диковинки среди городской элиты. Ланьчжоу расположен близ реки Хуанхэ, окружён горами, местные почвы богаты мелом и калием, и прекрасно подходят для культивирования табака. Табак из Ланьчжоу подвергался специальной выделке предпринимателями из уездов Тунчжоу и Чаои в восточно-центральной части Шэньси, которые в начале десятилетия девятнадцатого века начали активно продвигать «зеленый мелкорезанный табак» (qingtiao yan) клиентам в Пекине, Тяньцзине и городах Среднего Янцзы в качестве профилактического средства против эпидемических заболеваний. «Цинтяо ян» стал чрезвычайно популярен среди политической элиты эпохи Цзяцина и Даогуана, особенно в летней столице Чэндэ. Сюда купцами из Ганьсу привозилось так много кальянов, что в 1817 году император Цзяцин вынужден был издать указ, по которому тем, кто осмеливался продавать свой товар в летней императорской резиденции, грозил арест за бродяжничество. Император также просил чиновников, служивших в провинции Ганьсу, убедить фермеров заняться выращиванием вместо табака пшеницы. По крайней мере, один из местных чиновников откликнулся на этот призыв и попытался запретить производство и продажу «вожделенного кальянного табака Ганьсу». Однако, он не получил поддержки у региональной элиты, которая посчитала, что эти меры приведут к обнищанию местного крестьянства, так как земли провинции не подходили для выращивания зерновых. 

в эту эпоху китайский кальян приобрел легко узнаваемый классический китайский дизайн.

Растущее увлечение кальянным табаком стимулировало производство менее дорогих кальянов из самых разных материалов (никель, цинк, медь, бамбук). Именно в эту эпоху китайский кальян приобрел легко узнаваемый классический китайский дизайн. Как и в случае с курительными трубками и табакерками материалы, использованные при изготовлении кальянов, а также их оформление были надежными показателями экономического и социального положения своего владельца. Некоторые из них украшались искусной гравировкой или инкрустациями из слоновой кости. На кальяны, предназначавшиеся для подношения в качестве подарка или для использования дома, часто наносились имена заказчиков или получателей дара. На других кальянах, произведенных для широкого потребления, просто проштамповывались имена мастера, его логотип, а также гарантия подлинности конкретного типа металла, использованного при производстве. Некоторые экземпляры, наподобие современных сувениров, несли на себе название определенного города. 

Несмотря на то, что регионом с самой богатой кальянной культурой китайцы считают Юньнань, наиболее известным и почитаемым среди китайцев был ланьчжоуский кальян, в котором курился особый сорт махорки. Был он популярен и в других странах. Всего в мире в начале 19-го века созданием курительных приспособлений по типу ланьчжоуского кальяна занимались около 140 компаний. Производство ланьчжоуских кальянов было делом затратным и малоприбыльным. Его ручное производство, а также проблемы с доставкой по бездорожью до основных центров сбыта вынуждали купцов завышать цены. В итоге покупатель получал переоценённый товар. Поэтому изначально покупателями кальянов были местные зажиточные торговцы и чиновники, ведь удовольствие было не из дешёвых. В эпоху Цин дела мастеров пошли на лад, производство упростилось: курительный сосуд и табак стали доступны и простолюдинам. Теперь можно было часто увидеть человека с кальяном в чайных, а особенно его полюбили охранники, рыбаки и продавцы в лавках.

Китайские кальяны ценились как личное имущество, часто совместно используемое. В менее обеспеченных семьях обычно имелся только один кальян, которым пользовались все курильщики в семье. Более состоятельные потребители могли иметь как кальяны для личного пользования, так и для посетителей. Съемные мундштуки из нефрита, перламутра, рога, или янтаря позволяли безопасно передавать трубки членам семьи, близким, друзьям или деловым партнерам. 

китаянка с кальяном 19 век

По сравнению с  курительными трубками кальяны были относительно неудобны в использовании вне помещений. Хотя существовали и маленькие кальяны, которые можно было носить в сумке, но их средний размер был около двадцати семи сантиметров в высоту и весили они в среднем 374 грамма. Более того, кальяны требовали прохладной, чистой воды, которая не всегда была доступна в пути. Относительно стационарный характер использования кальянов и более прохладный дым, который они производили, привел к их широкому предпочтению среди определенных сегментов населения, особенно дворянок, южных литераторов и пожилых людей. Это были люди, которые чаще находились дома или в мастерской, где нужные принадлежности были всегда под рукой. Хотя сегодня нет возможности установить степень предпочтения китайскими женщинами высшего сословия кальянного табака другим его формам, однако можно с уверенностью утверждать, что примерно после 1800 года они в целом предпочитали именно кальян. Есть достаточно доказательств  тому, что курение кальяна считалось вполне нормальным как для знатных куртизанок, так и для респектабельных женщины из высшего сословия. Например, литографии конца девятнадцатого века часто изображали женщин, держащих кальян. Кроме того кальяны часто использовались в качестве реквизита (наряду с чашками и цветами) во многих фотопортретах китайских женщин, сделанных во второй половине девятнадцатого века.

кальяны часто использовались в качестве реквизита (наряду с чашками и цветами) во многих фотопортретах китайских женщин, сделанных во второй половине девятнадцатого века.
Неопубликованный портрет молодой женщины, датируемый примерно 1860 годом.jpg

 
Безусловно, мужчины пользовались кальянами также как и женщины, о чем свидетельствует их частое изображение на мужских фотопортретах девятнадцатого века. Действительно, исследователи, подробно проанализировавшие эти портреты, утверждают, что включение таких объектов служит в первую очередь для обозначения статуса, а не пола. По их заключению, портретисты всего побережья Китая использовали такие атрибуты очень похожими способами, и делали они это в ответ на требования клиентов. Включение кальянов во многие из этих портретов, большинство из которых заказывалось самими клиентами, сигнализировало об аристократизме заказчика так же, как и бутылочки для нюхательного табака, характерные для работ более раннего поколения портретистов. 

После восстания тайпинов против маньчжурской империи Цин (1850–1864 гг.), и особенно с 1891 по 1921 г., табачная  промышленность в Ланьчжоу претерпела бурный рост. Это создало предпосылки для возникновения общенационального рынка кальянного табака. Естественно, это могло произойти только при условии расширении спроса среди экономических классов за пределами высшей элиты. Торговцы из Тунчжоу и Чаои, торговавшие ранее табаком  в городах на севере Китая, теперь возили его по всей стране. Центром оптовой торговли кальянным табаком стал округ Цзинъян недалеко от Сианя. 

Самыми важными рынками сбыта кальянных табаков так же, как и для других премиальных табаков в прежние века, были города и поселки, расположенные в нижнем течении Янцзы. В эпоху поздней Цин и ранней республики только в Шанхае продажами исключительно кальянных табаков из Ланьчжоу занимались  девять фирм, в Наньтуне их было пять, а в Сучжоу — четыре. К концу девятнадцатого века около восьмидесяти семейных фирм по выделке табака в Ланьчжоу отгружали совокупно 9,2 миллиона цзинь (более шести тысяч тонн) кальянного табака на крупные городские рынки по всей империи и даже за границу.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.