Ключ от сигарной столицы (продолжение 3)

Фото публикации
Автор еженедельной колонки

Основатель Ибор-Сити

Висенте Мартинес Ибор (7 сентября 1818 – 14 декабря 1896) был испанским предпринимателем, который сначала стал известным промышленником и производителем сигар на Кубе, затем в Ки-Уэсте и, наконец, в Тампе, штат Флорида.

Родился Ибор в Валенсии, Испания, в 1818 году. В 1832 году, в возрасте четырнадцати лет, он переехал на Кубу, чтобы избежать военной службы, которая тогда была обязательной для всех испанцев мужского пола, и устроился на работу в качестве бакалейщика, прежде чем заняться собственным сигарным бизнесом.

В 1856 году Мартинес Ибор основал небольшую компанию по производству сигар в Гаване и начал продавать свои собственные сигары под брендом El Príncipe de Gales (Prince of Wales). Эта марка сигар быстро стала популярной, и вскоре фабрика Мартинеса Ибора производила уже 20 000 сигар в день. В 1868 году началась Десятилетняя война. Кубинцы боролись за независимость от испанского колониального правления. Мартинес Ибор сочувствовал кубинскому делу, и был обвинен испанскими властями в негласном оказании финансовой помощи кубинским повстанцам. В 1869 году он получил известие, что ему грозит арест, поэтому вместе с семьей поспешно бежал на остров Ки-Уэст. 

 El Príncipe de Gales (Prince of Wales)

Мартинес Ибор вскоре открыл новую фабрику в Ки-Уэсте и возобновил производство своего бренда Príncipe de Gales, наняв на работу кубинцев, которые также покинули свою родину из-за войны. Ибор был одним из первых производителей, создавших и выпустивших на рынок так называемые Clear Havana, или иначе Clear Cuban – сигары, характерной особенностью которых было то, что они изготовлялись на территории США преимущественно кубинскими рабочими из кубинского табака, прошедшего таможенную очистку. Это позволяло избегать высоких пошлин, которыми облагались сигары, импортируемые с Кубы, и, соответственно, повышало конкурентоспособность сигар, произведенных в Соединенных Штатах. По качеству они не уступали гаванским сигарам, а по цене были почти в три раза дешевле.

Clear Cuban

Несмотря на то, что бизнес Висенте Ибора процветал, постоянные конфликты между испанскими и кубинскими рабочими, нарастающее забастовочное движение, а также трудности с вывозом с острова готовой продукции и доставкой туда сырья и материалов в конечном итоге подвигли его к решению о переводе производства на новое место.

Вновь созданная сигарная фабрика Ибора до конца 1886 года временно располагалась в деревянном здании. 4 июня 1888 года был введен в эксплуатацию основной корпус фабрики, представлявший собой внушительный кирпичный комплекс, который занимал целый городской квартал и был на момент открытия крупнейшим сигарным предприятием в мире. Железнодорожными путями он соединялся с основной железной дорогой, что облегчало снабжение табачным сырьем и отгрузку с фабрики готовых сигар. Старое здание было передано предпринимателем в дар уже упоминавшемуся нами Испанскому центру Тампы. С его помощью в нем был оборудован театр и помещения для проведения общественных мероприятий. 


Мартинес Ибор призвал других производителей сигар открыть свои фабрики в Тампе, чтобы еще больше увеличить приток сюда финансовых и трудовых ресурсов. Он сам помимо сигарного производства основал в Тампе множество других предприятий, включая фабрику по производству льда, кирпичный завод, страховую компанию, заправочные станции, трамвайную линию и первую в городе пивоварню. Для своих рабочих он построил сотни малобюджетных домов («каситас»), а также обеспечил их квалифицированным медицинским обслуживанием. 

Ибор изначально поставил перед собой задачу не просто привлечь в созданный им город жильцов, а сделать так, чтобы они в нем оставались жить надолго. Дело в том, что нанятые им рабочие для фабрики в Ки-Уэсте постоянно мигрировали между Флоридой и Кубой в поиске лучших условий труда и зарплаты, что отрицательно сказывалось на производственном процессе. Чтобы избежать этих проблем на новом месте, нужно было предложить им нечто такое, что удерживало бы их от нежелательных перемещений. Хотя полностью избежать текучки трудовых ресурсов не удавалось, особенно в первые годы, все-таки принятые Ибором меры позволили обеспечить в Тампе достаточное количество людей, перманентно занятых на производстве сигар. 


Строительством достойного жилья для рабочих Мартинес Ибор не ограничился. Чтобы увеличить количество рабочих мест и, соответственно, упростить набор квалифицированного персонала за счет наличия большего количества рабочих рук, он отказался от модели единоличного владения фабричным городком в пользу создания сообщества с широким представительством других компаний. Следуя этой концепции, он предложил им по низким ценам земли под застройку и даже готовые фабричные корпуса, если они согласятся выполнять соответствующие квоты по найму рабочих.

План Ибора сработал. После медленного старта его бизнес вместе с общим ростом городской инфраструктуры начал процветать. Его деловые интересы способствовали быстрому расширению порта Тампы, да и местной экономики в целом.


Роль Мартинеса Ибора в феноменальном росте населения и богатства Тампы в конце 1890-х годов была широко признана и оценена еще при его жизни. После его смерти 14 декабря 1896 года газета Tampa Tribune вышла под заголовком «Великий благодетель ушел». Тогда большая часть предприятий и общественных заведений Тампы закрылась, чтобы жители могли присутствовать на его похоронах. Висенте Ибора похоронили на католическом кладбище Сент-Луиса в районе Оуклонского кладбища в центре города Тампа. В знак признания вклада Ибора в развитие города его именем были названы местные улицы и школы. В его честь на 7-й Авеню был сооружен монумент, а на набережной реки Тампа был установлен бронзовый бюст.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.