Ящик пандоры

Автор еженедельной колонки

Ги-Крессан Фагон (1638-1718) - французский врач и ботаник, придворный медик Людовика XIV (правил в 1643-1715 годах) назвал как-то курение «ящиком Пандоры», который таит в себе доселе неизвестные болезни. На это король отвечал, что курение он запретить не может, так как государство потеряет при этом много денег. Объяснялось это тем, что любая попытка европейских монархов того времени ограничить ввоз или потребление табака приводила к расцвету контрабанды и черного рынка. О, мудрый Людовик! А ведь сам он был противником табака. По этому поводу Герцог Луи де Сен-Симон - знаменитый мемуарист и бытописатель эпохи Людовика XIV рассказывает, например, такой случай, который произошел в Марли в 1695 г.: дочери Людовика XIV наслаждались курением в своих апартаментах, воспользовавшись трубками солдат Швейцарской гвардии, как вдруг король почувствовал запах дыма и учинил грандиозный скандал…

 
Портрет Людовика XIV

Людовику было нелегко. Он правил во времена, когда духовенство и врачи восстали как против табака, так и против его почитателей, которых становилось все больше. Папы все настойчивее угрожали торговцам и курильщикам отлучением от церкви, а доктора предупреждали о болезнях и преждевременной кончине. За новой волной критики табака стояла фигура упоминавшегося нами Ги Фагона, Сам он непосредственно не участвовал в дискуссиях. Этот важный персонаж патронировал диссертацию некого Будена на тему «Сокращает ли жизнь человека регулярное употребление табака?».

Фагон ненавидел табак, признавая, тем не менее, его значение как медикамента. Зная о фобии великого короля как к курению, так и к нюханию табака, можно задаться вопросом, не было ли в поведении врача налёта низкопоклонства? Как бы то ни было, но Фагон осуждал употребление табака. Упомянутая выше диссертация, которая на латыни звучала как Ergo ex tabaci usu vita brevior, была поддержана медицинским факультетом Парижа в феврале 1699 г. В труде Будена, который считается классическим, табак характеризуется как лекарство, обладающее многими достоинствами, в том числе способностью очищать организм. Но входящие в него соль и сера «имеют ту же природу, что и опиум». Поэтому оно может вызвать серьёзные неприятности, если его принимать неразумно, что, к сожалению, и происходит чаще всего.

 
Придворный бал

Буден проводит параллель между вредом от табака и чрезмерным употреблением вина или английского джина: в том и другом случае злоупотребление может оказаться губительным. Диссертация Будена, посвящённая великому Фагону и воспринятая как изложение его мыслей, была одобрена. С этим связан забавный случай, о котором рассказала «Амстердамская газета» от 27 марта 1699 г. Согласно традиции того времени, текст диссертации был прочитан не соискателем, а третьим лицом, бакалавром по имени Берже. Закончив анти-табачное выступление, Берже был так взволнован и возбуждён, что невольно вытащил табакерку, достал из неё щепотку табака и поднёс к носу. Нос у него оказался до такой степени запачканным, что один из членов жюри обратился к нему со словами: «Не могли бы вы, мосьё, привести ваш нос в согласие с вашим ртом?»

Согласитесь, в наше время эти слова приобретают новое звучание.

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.