Вокруг света с сигарой

Автор еженедельной колонки


«Вперед! Время убавит рыси и, наконец, застопорит полный ход паровой машины высокого давления, называемой молодостью».

            Контр-адмирал Бутаков А.И.


В повседневной суете почти незамеченным осталось важнейшее для современной истории России событие. Имеется в виду дальний поход в районы Северо-Восточной Атлантики и Средиземного моря корабельной авианосной группы Северного флота в составе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» и  судов обеспечения - спасательного буксира «Николай Чикер», танкеров «Сергей Осипов», «Вязьма» и «Кама». Между тем, речь фактически идет о восстановлении Россией статуса великой морской державы.

Понятно, что для решения благородной задачи возвращения российскому флоту былой славы нужно еще очень многое сделать, но то, что этот поход внес свою весомую лепту в демонстрацию Андреевского флага в Мировом океане,  это очевидно. Передовые люди всегда видели в организации таких плаваний одно из средств, могущих послужить подъему отечественного флота. Кроме того, дальние походы русских кораблей всегда являлись отличной школой совершенствования военных моряков, укрепляли международно-политические позиции и военно-морскую мощь России и способствовали ее экономическому развитию.

Действительно, в истории русского флота немало славных страниц. Сегодня, к большому сожалению, уже мало кто вспоминает о том, что в былые времена Россия   стараниями прогрессивных русских людей занимала первое место в мире по числу дальних и кругосветных плаваний. Например, только в период с 1803 по 1840 год состоялось 26  кругосветных походов русских кораблей, сопровождавшихся крупнейшими географическими открытиями и тщательными гидрографическими исследованиями!

Об одном таком путешествии хочется рассказать особо. Речь пойдет о кругосветном плавании военного транспорта «Або» (длиной 128 футов, водоизмещением 800 т) под командой капитан-лейтенанта Андрея Логгиновича Юнкера, осуществленного в 1840-1842 годах. 

5 сентября 1840 года  «Або» снялся с якоря, тепло провожаемый жителями Кронштадта. Далее путь транспорта пролегал через Балтийское и Северное моря, Английский канал, остров Тенериф, мыс Доброй Надежды, Никобарские острова (в Индийском океане), остров Пуло-Пенанг у входа в Малаккский пролив, которым до «Або» русские корабли не ходили, к Петропавловску-на-Камчатке, куда «Або» прибыл 20 сентября 1841 года. 13 октября 1842 года транспорт вернулся в Кронштадт. 


Всего кругосветное плавание  длилось два года и пять недель, из которых 468 дней (по другим данным 471 день) транспорт находился под парусами, пройдя в общей сложности 44 105 миль. 

Поход транспорта «Або» трудно назвать успешным. Достаточно сказать, что за время плавания умерло 19 матросов (только во время кругосветного плавания «Бородино» (1819-1821 гг.) количество смертей было больше). Однако,   трагические события, которые сопутствовали как самому плаванию, так и периоду после его завершения, позволили особенно ярко проявиться таланту и мужеству отдельных участников этого путешествия. Речь в первую очередь идет о контр-адмирале Алексее Ивановиче Бутакове, который в начале 1840 года был назначен старшим лейтенантом на отправлявшийся в кругосветное плавание военный транспорт «Або». Тогда он был молодым офицером, успевшим за двенадцать совершенных им на Балтийском море кампаний зарекомендовать себя опытным, образованным и отлично подготовленным к трудностям флотской службы моряком. 


Хотя целью плавания транспорта являлась доставка различных грузов из Кронштадта в Охотск и Петропавловск-на-Камчатке, Бутаков  особенно много внимания уделял изучению быта, нравов и культуры туземного населения. Его яркие, вдумчивые зарисовки народностей, населяющих земли, посещенные транспортом «Або», как нельзя лучше характеризуют Бутакова как передового человека своего времени.

На страницах журнала «Отечественные записки» Бутаков, кстати, большой любитель трубки, выступил с тремя большими статьями, содержавшими описание кругосветного плавания транспорта «Або». Эти статьи, написанные ярким, образным языком, богатые любопытными наблюдениями и выражавшие смелые общественно-политические взгляды Бутакова, были тепло отмечены выдающимся русским критиком В. Г. Белинским, который назвал их «замечательными учено-беллетристическими статьями». В будущем мы обязательно еще вернемся к этим интереснейшим  работам. 

На этот раз я хочу привлечь Ваше внимание к работам другого автора. Дело в том, что Алексей Бутаков был не единственным среди членов экипажа «Або», кто с особой ответственностью смотрел на свое участие в кругосветном плавании и прилагал все усилия для успешного осуществления во время «вояжа» всесторонних научных наблюдений. 

К их числу принадлежит, несомненно, и Густав Карлович Блок, который по окончании плавания издал книгу-путешествие «Два года из жизни русского моряка. Описание кругосветного плавания, совершенного в 1840-1842 годах на российском транспорте «Або»». Кроме того в журнале «Сын Отечества» за июнь 1850 года была опубликована  его статья «Первое плавание русского военного судна Малаккским проливом», в которой, скрываясь под псевдонимом «Канибакс», он мастерски описал быт и нравы повстречавшихся ему в плавании людей. 

Особенно нам интересна та часть его зарисовок, которая касается табака. Например, об одной из народностей, населяющих Филиппины, он пишет: «… Тагалы имеют две неумеренные страсти, именно к игре и курению. Последняя распространяется и на женщин; но этого мало: в Манилле нет ни одной хорошенькой девицы, нет даже 12 летнего ребенка, который бы не курил: здесь решительно все курят! Но как бы то ни было, а сигара во рту хорошенькой женщины, в прозрачных ручках наших очаровательниц – по моему решительно всего хуже. Хотя бы мне

… «не должно сметь,

Свое суждение иметь».

Но воля ваша, - а мне это не нравится. Чего мне: не угодно ли послушать подробности полной насмешки, которую разыграли матросы одного французского фрегата, посещавшего Маниллу в 1830 годах. Они заказали огромную сигару, в несколько футов длины и соразмерной толщины, и при торжественном шествии по Бинондскому предместью, курили ее следующим образом: три человека тащили ее с притворным усилием на плечах, между тем как четвертый, в костюме Тагалки, курил эту громадную сигару, пуская целые облака дыму. Мужчины смеялись этой насмешке, а женщины, говорят, чуть было не произвели бунта. Долго ли тут, право, до беды!»

Далее он добавляет: «У Тагалов есть особенный род сигар, называемый фамильным: это оправдывается отчасти величиною этих объемистых сигар, из которых каждая удовлетворяет все семейство Тагала в течение нескольких дней. Можно составить себе понятие о величине этого вида сигар».


Дети Тагалов в национальных костюмах, Филиппины

Наиболее интересно, на мой взгляд, описание Блоком табачной фабрики, особенно в сравнении с похожими  зарисовками Гончарова, сделанными им во время кругосветного путешествия на фрегате «Паллада»: «… город Манилла состоит из пяти предместий и части, обнесенной крепостным валом, называемой собственно Маниллой. Весь город насчитывает до 10 тысяч жителей; в нем есть университет, несколько училищ и госпитали. Знаменитая табачная фабрика, рассылающая в отдаленнейшие страны вселенной свои превосходные сигары, чрезвычайно обширна; в ней работают ежедневно – исключая праздники – более двух с половиною тысяч работников, в числе которых не более 600 человек мужчины; остальные все женщины. Говорят, что испанское правительство получает с этой фабрики ежегодно чистой прибыли от пяти до восьми сот тысяч пиастров; но чего стоит содержание фабрики и такого огромного числа рабочих? – В бытность мою в Манилле, тысяча лучших сигар обходилась в шесть с половиною пиастров: почти в шестеро дешевле петербургских цен!... Манильская сигара имеет большое преимущество пред гаванскими сигарами: в тысяче трудно отыскать одну, которая бы не курилась. На этой сигарочной фабрике был при нас один рабочий, слепец, который занимался свертыванием испанских чурутас (в роде папирос) обеими руками – но так ловко, что нельзя было надивиться его проворству. Королевская сигарочная фабрика в Манилле устроена превосходно. Она приобретает табак от жителей, сеющих его, по установленной и самой умеренной цене».

На этом наш табачный круиз не кончается. Впереди нас ждут новые страны.

Вперед, и только вперед!

Комментарии пользователей