ВЛАСТЕЛИН СИГАРНЫХ КОРОБОК

Автор еженедельной колонки

Как может выжить человеческий род, если стоимость жизни дошла до десяти долларов за бутылку?
Уильям Клод Филдс

Эгоистичный подвыпивший мизантропом, ненавидящий женщин, детей и собак, но всё равно любимый публикой – этот комический персонаж был создан знаменитым американским актером, жонглером и писателем Уильямом Клодом  Дукенфилдом (29 января 1880(18800129) 25 декабря 1946). Образ был настолько убедителен, что его часто отождествляли с самим комиком.

Уильям Клод

Дукенфилд был старшим из пяти детей в семье. В детстве подрабатывал вместе с отцом, продавая овощи на рынке. В одиннадцать лет, после нескольких драк с отцом-алкоголиком, он убежал из дома и стал скитаться. Воровством добывал для себя пищу и одежду, за что его неоднократно ловили и избивали, а иногда отправляли в тюрьму. С тринадцати лет Дукенфилд стал зарабатывать на жизнь жонглёрскими номерами, а через шесть уже был известен как опытный фокусник и юморист.

С 1915 по 1921 год Дукенфилд, сокративший к тому времени своё имя до У. К. Филдс, регулярно участвовал в бродвейских постановках «Безумства Зигфелда». Вскоре Филдс, ставший уже довольно состоятельным человеком, обзавёлся особняком в калифорнийском городке Бербанк, где жил со своей супругой и дочерью. В 1930-х он много снимался в кино, в большинстве своём на студии «Paramount Pictures», и принимал участие в радиопостановках, в основном в комедийном шоу Чарли МакКарти, где исполнял юмористические диалоги. Многие из его высказываний стали широко известными и часто цитируемыми. Ему принадлежат, например,  такие афоризмы:

  • Я умею себя контролировать и до завтрака никогда не возьму в рот ничего более крепкого, чем джин.
  • Что за сукин сын украл пробку от моего обеда?
  • Пью, следовательно, существую.
  • Когда мы охотились в Африке, мы потеряли штопор и несколько дней жили только на воде и еде.
  • Женщины для меня как слоны: смотреть на них - удовольствие, но свой слон мне не нужен

Нам Уильям Клод Филдс интересен в первую очередь тем, что он был любителем сигар, к которым он пристрастился, как и многие другие артисты, с малолетства. Но не только этим. Дело в  том, что Филдс внес существенный вклад в популяризацию особого вида жонглирования, а именно, жонглирования сигарными коробками!

Жонглирование сигарными коробками – это эффектный и редкий жанр жонглирования, резко контрастирующий с привычным зрителю образом классического жонглера. Считается, что придумал оригинальную работу с коробками из-под сигар любимец парижской публики испанский клоун Жером Медрано, известный под именем «Бум-Бум». Из сигарных коробок он составлял большую стопу и удерживал ее в горизонтальном положении, зажимая с двух сторон. Затем, держа правой рукой одну коробку, клоун резкими ударами рукой выбивал из стопы поочередно другие сигарные коробки, и они падали на  землю.   Казалось, сигарные коробки приклеены друг к другу и артисту приходилось применять силу, чтобы выбивать их из стопы. Секрет трюка в том, что клоун, выбивая коробку из стопы, каждый раз успевал поставить на ее коробку, находящуюся у него в руке, и тем самым не давал стопе рассыпаться, сжимая ее с двух сторон руками. Для большего эффекта Ж.Медрано исполнял это упражнение, встав ногами на стол. Из этих упражнений с сигарными коробками в дальнейшем выросло совершенно новое направление в искусстве жонглирования.

Расцвет искусства жонглирования бытовыми предметами связан с появлением на рубеже 19-20 вв. салонных жонглёров. Они выходили на манеж во фраках, смокингах, визитках и жонглировали цилиндрами, сигарами, бильярдными киями, канделябрами, предметами ресторанного обихода. Наиболее распространённой жанровой формой их номеров была сюжетная сценка.    Первое  же документальное свидетельство о жанре относится к 1900 до н. э. В гробнице египетского фараона Хнумхотепа II в Бени-Хасане археологи обнаружили рельефное изображение девушек, жонглирующих мячами. Древние римляне видели в жонглировании средство, способствующее развитию ловкости в обращении с боевым оружием. Артистов, жонглировавших тяжёлыми мечами, щитами, копьями и острыми ножами, они называли «вентилаторами», а жонглёров мячами - «пилариусами». Сохранилось упоминание о юной артистке, жонглировавшей горящими факелами. В выступлениях средневековых жонглёров появились новые предметы реквизита: игральные кости, бубны, курительные трубки, фарфоровые тарелки.

Одним из лучших  современных представителей этого вида жонглирования был  швейцарский артист  Крис Кремо (Kris Kremo). Он начинал свое шоу с хоровода из трех обычных шариков, послушно кружащихся в воздухе. Но жемчужина его выступления – это, конечно, трюк с сигарными коробками. В 1977 году он установил свой первый рекорд: подбрасывая коробку, за то время пока она летела вниз, он успевал делать двойной пируэт и ловить ее. Позже он стал подбрасывать три сигарные коробки, и до того, как поймать их - четырежды успевал прокрутиться вокруг своей оси! Этот рекорд вошел в Книгу Рекордов Гинесса.

Крис Кремо

Уж, коль мы заговорили о рекордах, упомянем  и другой рекорд, связанный с сигарными коробками, также вошедший в Книгу Рекордов Гинесса. Он был установлен американскими любителями сигар. Они  построили самую большую в мире башню из сигарных коробок (наполненных, конечно, сигарами). Столб из 221 коробки, поставленных одна на другую, продержался всего 9 секунд, но этого было достаточно для мирового рекорда.

А Вам слабо?

Комментарии пользователей

Огоньку не найдется?

Широко известно, что слово «сигарета» заимствовано из французского языка, где cigarette является производным от cigare, и переводится как «маленькая сигара». Считается также, что первым это слово придумал и внес в лексикон один из выдающихся писателей-классиков XIX века, французский прозаик и поэт Теофиль Готье (1811-1872), посетивший, якобы, в 1833 году Королевскую табачную фабрику в Севилье. Удивительно, что эта дата до сих пор кочует из одного источника в другой.

Сигарный контрапункт Ортиса (Продолжение 1)

По поводу пахитосас на Кубе Ортис замечает, что если они и использовались местными аборигенами, то только не позднее XVI века, так как должны были исчезнуть вместе с самими индейцами. На смену им пришли сигары, скрученные полностью из табака. Так или иначе, но когда в XVIII веке гаванская фактория, желая расширить ассортимент табачной продукции, попыталась наладить производство сигар с оберткой из маиса, то ей пришлось обращаться за помощью торседоров из Центральной Америки, так как «на Кубе не нашлось рабочих, способных крутить такие сигары, как в Гватемале».