Трубка королевы

Автор еженедельной колонки

На Пеннингтон-стрит в районе Уоппинга (Wapping Lane), Лондон, находится табачный док который, как следует из названия, использовался для импорта и хранения табака. История этого дока, расположенного в лондонском Ист-Энде, началась около 200 лет назад и продолжается до сих пор. Мы уже как-то рассказывали вам о нем, но поскольку Tobacco Dock имеет большое историческое значение, имеет смысл продолжить знакомство с ним. 

табачный док в Лондоне, который использовался для импорта и хранения табака

Согласно словарю Twentieth Century Dictionary, словосочетание Queen’s Tobacco pipe («Табачная трубка королевы») было распространенным названием печи в северо-восточном углу табачного склада, и это же название использовалось для обозначения табачного дока. Даже в наши дни Лондонский табачный док по-прежнему всплывает при наборе в поисковике этого старинного названия. 

Напомним, как появилось это название.  В доках всегда процветала контрабанда, несмотря даже на то, что тех, кто попадался, иногда привязывали к столбу, с тем, чтобы приливная волна утопила преступника. Процветало здесь и воровство. Причем разновидностей речных воров было множество. Так, одни специализировались на проникновении в офицерские каюты, пока хозяева спали, и грабеже как спящих, так и их кают. Другие, т.н. «портовые грузчики», были ворами-докерами, чьи просторные полотняные робы имели особые большие карманы, куда они складывали добро, украденное при разгрузке корабельных трюмов. Существовал даже особый разряд воров, который мог доставить на берег любой груз, что не помещался в карманы «грузчиков», а также воры, которые выбрасывали товар в воду, чтобы потом выловить его ниже по течению.

Не дремали, конечно, и те, кто по долгу службы вел непримиримую борьбу с преступным миром. Изымалось огромное количество нелегально ввезенного груза, в том числе и табака. Все это «богатство» нещадно уничтожалось, вызывая недовольство, а то и негодование, у определенной части британского населения. Конфискованные грузы, а также испорченные при транспортировке и хранении товары попросту сжигались. Для этих целей в выше описанном пакгаузе была сооружена огромных размеров печь. В ее топке уничтожались тонны нелегального кофе, чая, ну и, в первую очередь, конечно, табака. Работа печи не прерывалась ни на минуту, и дым от ее высоченной трубы  распространялся по всему Лондону. За это лондонцы прозвали этого всепоглощающего монстра с присущей им иронией «Трубкой Королевы».  

Табачный склад был построен в 1811-14 годах по проекту архитектора и геодезиста Дэниела Ашера Александера (Daniel Asher Alexander). Он создал элегантную симметричную стеклянную крышу с сочетанием дерева и стекла, используя новейшие технологии того времени. Но поражают скорее даже не они, а размеры табачного дока. Площадь дока первоначально составляла 210 000 квадратных футов. Для сравнения, площадь одного футбольного стадиона составляет примерно 64 000 квадратных футов, т.е. площадь склада превышает площадь трех футбольных полей!

Трубка королевы

Зачем в лондонских доках был построен такой огромный табачный склад? На этот вопрос можно ответить, проанализировав изменения в потреблении табака в Великобритании, произошедшие до 1850-х годов. Сослаться можно, например, на статистику, приведенную в книге  Джозефа Бейкера (Joseph Baker) Smoking & Smokers, an antiquarian, historical, comical, veritable and narcotical disquisition, etc. («Курение и курильщики, антикварное, историческое, комичное, правдивое и наркотическое исследование и т.д.), изданной  в 1845 году. Согласно указанным в книге  данным  потребление табака, составлявшее в 1789 году 8 152 185 фунтов, в 1830 году выросло почти вдвое, достигнув 15 170 719 фунтов. Повышенный спрос на табак  привел к увеличению импорта в страну табачных изделий через  крупные порты Лондона и Ливерпуля. За этот же период существенно выросли доходы от налогообложения табака. В 1830 году по сравнению с 1789 годом  они увеличились почти в шесть раз с 408 047 фунтов стерлингов до 2 309 287 фунтов стерлингов. Именно по этой причине Британскоое правительство, заинтересованное в расширении импортных поставок табака, приняло решение о постройке крупного табачного дока с использованием новейших технологий того времени.

Увы, но процветание табачного склада не было вечным. Он начал разрушаться вместе с общим упадком лондонских доков. С началом Второй мировой войны  Лондон подвергся массированным бомбардировкам немецкой авиации, и поэтому многие доки в Лондоне  сильно пострадали. Насколько серьезным было их разрушение, описано в книге Брайана К. Эдвардса London Docklands: Urban Design in Deregulated Times  («Лондонские доки: городской дизайн во времена дерегулирования»). Во время военных действий, с 1939 по 1945 год, на лондонские доки упало более 25 000 бомб, что нанесло им серьезный ущерб. После окончания войны эту утрату было нелегко восполнить. За упадком лондонских доков стояла и другая причина, а именно контейнеризация морских перевозок. Процесс этот начался в 1965 году. В течение последующих нескольких лет крупнейшие лондонские доки закрывались один за другим, и, в конце концов, окончательно закрылись в 1968 году. 

Из-за закрытия лондонских доков табачный склад  естественным образом утратил свою функцию и долгое время пустовал. Однако в 1990-х годах он получил новое назначение. Он был преобразован в комплексный торговый центр, использующий обширную территорию табачных доков.  Планировалось, что этот торговый комплекс с большой парковкой и новыми удобствами благодаря  огромным капиталовложениям превратится в Ковент-Гарден в лондонском Ист-Энде. Однако преобразование  табачных доков длилось недолго и с треском провалилось. Хотя трудно найти точную причину, по которой обанкротился табачный торговый центр, можно предположить, что переоборудование табачных доков не удалось из-за экономического спада в Великобритании в начале 1990-х годов и слабого транспортного сообщения в районе Уоппинга. 

Новая страница в истории Табачного дока связана с лондонской олимпиадой 2012 года

Новая страница в истории Табачного дока связана с лондонской олимпиадой 2012 года. В обеспечении ее безопасности участвовало большое количество военнослужащих. При этом более 2500 солдат во время олимпийского сезона квартировали на табачном складе, который был преобразован в военную базу с ресторанами и удобствами для отдыха и восстановления. 

В настоящее время табачный док используется как культурный центр. Здесь размещается  телестудия, проводятся  Рождественские праздники, а также вечеринки в честь Хэллоуина. Он также используется как культурное пространство для музыкальных представлений, художественных выставок и сдачи в аренду отдельным лицам или группам. 

С табачным доком связано немало забавных историй. Вот одна из них:

У северного входа в табачный склад установлена бронзовая скульптура,  изображающая стоящего тигра, готового ударить лапой маленького мальчика.  Скульптура напоминает о подлинной истории викторианских времен: в 1857 году от известного торговца дикими животными Чарльза Джамраха (Charles Jamrach) сбежал взрослый бенгальский тигр, которого владелец пытался продать. На улице к нему подошел девятилетний мальчик по имени Джон Уэйд, который ошибочно принял тигра за большого кота. Тигр схватил мальчика, который пытался дотронуться до его носа, и унес парнишку в неизвестном направлении. К счастью, потом мальчика нашли целым и невредимым.   

Статуя Тигра мистера Джамрача

Торговец Джамрах, магазин которого располагался на шоссе Рэтклифф неподалеку от табачного дока, осознав тот факт, что он потерял ценного тигра, бросился в погоню за ним. Наконец, он нашел беглеца, ударил его в челюсть оказавшимся под рукой небольшим ломиком и благополучно спас мальчика. Тигр был заперт внутри клетки, пока один коллекционер, некто мистер Эдмондс, владелец Уомвелловского зверинца, не выкупил его за 300 фунтов. Предприимчивый коллекционер представлял публике эту бестию как тигра, проглотившего ребенка, и даже сколотил на этом небольшое состояние. Мальчик же был доставлен в больницу, но, за исключением испуга и царапин, почти не пострадал.

В память об этой истории перед табачным складом и была установлена мемориальная статуя. 

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.