Трубка её величества королевы Виктории

Автор еженедельной колонки

Становлению  Лондона как крупнейшего центра мировой торговли  способствовало его удобное расположение на берегу судоходной Темзы, в которую могут входить благодаря приливам и океанские корабли.  По мере развития внешней торговли Англии, начиная с XVI века, здесь  стал быстро расти самый большой в Европе порт, причалы и доки которого растянулись  на много километров ниже Тауэрского моста. Его размещение в устье Темзы, доступном для морских судов и защищенном от морских бурь, создало неоценимые преимущества для судоходства. Единственную проблему представляли собой существенные  колебания уровня воды (до 4 метров), вызванные  действием приливов и отливов, что сильно затрудняло погрузку и разгрузку судов. Чтобы решить эту проблему, с начала XIX века здесь стали строить доки, шлюзы которых закрываются на время отлива.

Для создания доков использовались земли в пойме Темзы, заливавшиеся при высоких приливах. Первыми были открыты в 1802 году доки Вест-Индской компании на  Айл-оф-Догс («Собачий остров»). Северо-восточнее Вест-Индских доков четырьмя годами позже были построены Ост-Индские, через которые шли грузы из стран Востока, а выше по течению Темзы – Лондонские доки, обслуживавшие торговлю с Западной Европой и каботаж. В 1820–1828 годах между лондонскими доками и Тауэрским мостом были сооружены доки св. Екатерины. Кирпичные складские корпуса этих доков отличались не только целесообразностью решения, но и своеобразной выразительностью. Строительство доков в черте города продолжалось и в течение всей второй половины XIX века. Для крупных океанских судов и пассажирских лайнеров к 1929 году на 40 километров ниже лондонского Сити была построена самая дальняя группа доков – Тильбери.


Айл-оф-Догс, «Собачий остров»

Джозеф Конрад, капитан дальнего плавания, которого многие считают лучшим англоязычным прозаиком, в начале XX века в своей книге «Зеркало морей» так описывал лондонские доки: «Докам на Темзе нельзя отказать в живописности. Несмотря на мое нелюбезное сравнение их с задним двором, куда загнали лебедей, я не могу отрицать, что каждый док или группа их на северном берегу Темзы по-своему хороши. Уютный маленький док святой Екатерины, темный, весь покрытый тенью, как тихое озеро меж скалистых утесов, почтенные и приятные Лондонские доки с их знаменитыми винными погребами, но без единого рельсового пути на всей их территории, где между складами витают ароматы пряностей, и дальше, вниз по реке – интересная группа Вест-Индских доков, красивые доки Блэкуола, а за ними, минуя на Плесе Галлеонов ворота доков Виктории и Альберта, – необозримый мрак больших Тильбюрийских бассейнов, – каждое из этих «мест заключения» судов имеет свой собственный лик, собственный колорит. А своеобразие и прелесть им придает одна общая черта: при всей своей будничной полезности они романтичны».


Книга «Зеркало морей»

Действительно в «романтизме» этому району Лондона, получившему название Доклэндс, не откажешь. Для российского читателя эти места особенно дороги благодаря тому, что здесь обитали любимые  герои романов Чарльза Диккенса. Вспомните хотя бы его «Оливера Твиста». Знаем мы о них и благодаря повести Конана Дойля «Знак четырех», в которой мимо этих же мест проносился полицейский катер с гением дедукции Шерлоком Холмсом, его неразлучным другом Ватсоном и инспектором Джонсом, устроившими погоню за коварным Джонатаном Смоллом…


Порт Тильбури

Хотя сегодня здесь повсеместно ведется строительство жилой и коммерческой недвижимости самого высокого класса, и «новичку» бывает трудно поверить, что раньше это были самые настоящие городские трущобы, тем не менее, пройдя по лабиринту улиц, переулков и тупиков, невольно начинаешь чувствовать атмосферу старинного Лондона. Особенно, когда вы оказываетесь наедине с собой в совершенно безлюдном пространстве, то ощущение времени  в какой-то момент вдруг изменяет вам, и вы ловите себя на мысли о том, что слышите звуки и чувствуете запахи... прошлого. Еще немного усилий… и вы мысленно переноситесь в те времена, когда этот район считался сборищем бандитов, проституток и воров. В этот момент на душе становится как-то не спокойно, и вы устремляетесь скорее вон из этих лабиринтов, туда, где бурлит современная жизнь. Я имел счастье испытать это на себе…


Район Доклэндс  

            И так, как уже говорилось выше, лондонский порт с XVII в. стал центром международной торговли. С ним, естественно, были связаны судоремонтные предприятия и различные фабрики, обрабатывавшие привозимое сырье, – их корпуса вклиниваются в портовую территорию, усугубляя ее хаотичность. Кроме того для разнообразных товаров здесь были построены огромные склады. Пожалуй, о каждом из них можно было бы рассказать немало интересного, но нас с Вами  интересуют, как не трудно догадаться, только табачные склады (Tobacco Warehouse). Для того, чтобы попасть в них нам нужно отправиться в Лондонские доки, чьей специализацией были специи, чай, кофе, рис, табак, вино и бренди. Правда,  следует отметить, что монопольное право на обработку указанной выше номенклатуры товаров они получили сроком  всего на 25 лет.  По истечении этого периода   их лишили этой  привилегии.

            Лондонские доки были построены в 1805 году в районе Уоппинг (Wapping) - месте виселиц вблизи лондонского Тауэра. Весь комплекс  состоит из трех доков. Западный док занимает площадь в 81000 кв. м, а восточный, соответственно, около 30000 кв. м. Между ними расположился относительно небольшой, но от этого не менее интересный для нас «табачный» док, занимающий площадь всего чуть более 4000 кв. м.  Как, собственно, и  следует из его названия, он был предназначен исключительно для швартовки судов с табаком.


План порта в районе Уоппинг (Wapping)

Рядом с  «табачным» доком располагались два  огромных табачных склада, которые на протяжении длительного времени считались самыми крупными и самыми удобными в мире. Они находились в полном ведении лондонской таможни. Королевской казне их аренда обходилась ежегодно в четырнадцать тысяч фунтов-стерлингов. Поэтому эти склады еще называли «Королевскими» (Queen’s Warehouses). Другой пакгауз, имевший название «Cigar Floor», предназначался исключительно для складирования сигар. Одновременно здесь могли храниться до полутора тысяч корзин с сигарами общей стоимостью в 150 тысяч фунтов-стерлингов.

Наибольший интерес для нас, конечно,  представляет крупнейший из табачных складов, располагавшийся к северу от табачного дока. Само по себе это сооружение уникально. Его стальной каркас длиною в 5 акров был покрыт легкой крышей, которая держалась всего на нескольких опорах. При этом обеспечивалась хорошая видимость и простор для манипулирования многочисленными грузами. Табака здесь хранилось много. Огромные бочки, наполненные им, занимали несколько рядов, и это при том, что устанавливались они  одна на другую. Всего в этом хранилище могли уместиться одновременно двадцать четыре тысячи бочек средним весом в 1200 фунтов каждая. В стоимостном выражении это составляло 4,8 млн. фунтов-стерлингов - огромная по тем временам сумма! 


Табачные склады (Tobacco Warehouse)

        За время своего хранения на складе табак извлекался из бочек дважды: первый раз при поступлении для взвешивания и второй раз при отгрузке для того, чтобы убедиться в сохранности груза. При этом огромные бочки разбирались и собирались вновь. Эта операция занимала много времени и требовала от складских работников большой сноровки. Но в ней были заинтересованы как таможенники, так и сами торговцы. Речь идет, конечно, о добросовестных торговцах.

О том, какое значение имел табак для англичан той эпохи, можно понять, прочитав  журнал «Отечественные записки» за 1856 год.  В его разделе иностранных новостей об этом  говорится следующее:

«Табак должен также считаться между предметами пропитания Лондона, потому-что теперь все курят, а для некоторых бедняков табак заменяет хлеб. Он был неизвестен в Европе три века назад; теперь же огромное пространство в лондонских доках занято магазинами, наполненными 20000 тоннами табаку и 1300 ящиками сигар; огромное количество нюхательного табаку истребляется также носами подданных королевы Виктории. Однако ж вычислено, что англичане употребляют табаку меньше, чем другие страны Европы, как Франция, Дания и Бельгия. Англия издерживает на табак только 36 миллионов фунтов стерлингов,  а еще подвергается обманам. В самом Лондоне продаются сигары собственной фабрикации, в которых нет ни крошки табаку, и их выдают за контрабанду из Манилы».

Так оно и было. В доках всегда процветала контрабанда, несмотря даже на то, что тех, кто попадался, иногда привязывали к столбу, с тем, чтобы приливная волна утопила преступника. Процветало здесь и воровство. Причем разновидностей речных воров было множество. Так, одни специализировались на проникновении в офицерские каюты, пока хозяева спали, и грабеже как спящих, так и их кают. Другие, т.н. «портовые грузчики», были ворами-докерами, чьи просторные полотняные робы имели особые большие карманы, куда они складывали добро, украденное при разгрузке корабельных трюмов. Существовал даже особый разряд воров, который мог доставить на берег любой груз, что не помещался в карманы «грузчиков», а также воры, которые выбрасывали товар в воду, чтобы потом выловить его ниже по течению.


Королева Англии Виктория

Не дремали, конечно, и те, кто по долгу службы вел непримиримую борьбу с приступным миром. Изымалось огромное количество нелегально ввезенного груза, в том числе и табака. Все это «богатство» нещадно уничтожалось, вызывая недовольство, а то и негодование, у определенной части британского населения. Конфискованные грузы, а также испорченные при транспортировке и хранении товары попросту сжигались. Для этих целей в выше описанном пакгаузе была сооружена огромных размеров печь. В ее топке уничтожались тонны нелегального кофе, чая, ну и, в первую очередь, конечно, табака. Работа печи не прерывалась ни на минуту, и дым от ее высоченной трубы  распространялся по всему Лондону. За это лондонцы прозвали этого всепоглощающего монстра с присущей им иронией «Трубкой Королевы». 

        Нечто подобное, судя по всему, скоро придется создавать и в России. Если проект нового антитабачного закона, подготовленного Минздрасоцразвитием, пройдет, то наполнить «трубку» найдется чем. Своим табачком с нами от души поделятся как ближнее, так и дальнее зарубежье. Ну а курить ее будет весь наш народ.

 

 

 

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.

Автор: Cigarday.ru
Феномен Hoyo de Monterrey

В 2014 году случилось необычное: компания Habanos S.A. в связи с релизом сигары Hoyo de Monterrey Le Hoyo de San Juan впервые раскрыла конкретное происхождение табаков. Листья секо и воладо в мешке происходят исключительно из Сан-Хуан-и-Мартинес, старого дома этого традиционного кубинского бренда. Таким образом, ценители сигар имеют возможность открыть для себя вкусовые характеристики табаков из этой конкретной зоны производства. Широкий спектр влияния на вкус сигары здесь намеренно расширен за счет добавления фактора «терруар».