Трест и сигары (Продолжение)

Автор еженедельной колонки

Появление пресс-форм не произвело революцию в организации производства сигар. Даже в 1895 году, через почти двадцать пять лет после внедрения пресс-форм, не было никаких признаков решительного разрушения традиционной системы производства. Это было слишком дешево, чтобы смутить мелкого производителя с небольшим капиталом, и, кроме того, это не делало крупное производство более экономичным, чем раньше. Использование пресс-форм, однако, сделало возможным использование менее квалифицированной рабочей силы, так как скрутка сигар вручную требует нескольких лет практики, в то время как делать сигары с использованием пресс-форм новичка можно научить за один год и меньше. Замена менее квалифицированной рабочей силы была, однако, доступна как для мелких, так и для крупных производителей. Независимый производитель мог производить сигары так же дешево, как и Трест. В связи с этим до появления банч-машин Трест не имел решающих преимуществ перед мелким производителем.

банч-машины, с помощью которых стало возможным «куколки» изготовлять полностью в  автоматическом режиме.

Более радикальное улучшение производства произошло позднее с внедрением банч-машин, с помощью которых стало возможным «куколки» изготовлять полностью в  автоматическом режиме. Это изобретение позволило добиться экономии не только в количестве, но и в качестве человеческого труда. Стоила такая машина, производившая в неделю 25 тыс. заготовок, около 350 долларов. Обслуживалась она одним оператором, зарабатывавшим пять долларов в неделю. Если бы такое же количество «куколок» изготовлялось при помощи пресс-форм, а не машинами, то это обходилось бы предприятию в 75 долларов в неделю. Выгода была очевидной. Однако банч-машины изначально использовались только в производстве дешевых сигар с коротким наполнителем. Но, поскольку большая часть американских сигар, продававшихся в розницу по пять центов и выше, изготавливались из длинного наполнителя, то при их производстве в основном использовалась комбинация из  ручной работы и скрутки с применением пресс-форм.

Только в 1895-1905 гг. наметилась заметная тенденция к концентрации производства сигар на крупных фабриках и исчезновению мелких кустарных предприятий. В следующей таблице представлено количество предприятий и выпуск продукции с 1875 года:

кол-во
предприятий
Средний объем производства
 одним предприятием в год
Процент
увеличения
1875 15005 130000
1895 30000 145000 10
1905 26700 290000 100


Так как в 1895 году максимальное число сигарных рабочих в стране составляло около 120 тыс., то в среднем в цехе или на фабрике тогда работало всего четыре человека. Если даже исходить из максимума  в 150 тыс., достигнутого в 1905 году, то  средний показатель все равно будет равен только шести работникам. Несомненно, средние значения вводят в заблуждение. Реальное положение дел, конечно, выглядело несколько иначе: с одной стороны, производством сигар занимались мастерские, где работало всего один-два работника (включая владельца), а с другой — крупные фабрики, на которых было занято до тысячи рабочих.

Табачный Трест, видя в этом традиционном характере рынка препятствие на своем пути к господству, пытался сломать его. При этом амбиции Дюка изменить неблагоприятный и непривычный для себя баланс конкурентных преимуществ путем механизации производства выглядели вполне реалистичными. Ему удалось частично механизировать производство турецких сигарет и маленьких сигар, увеличив долю рынка соответственно на 60% и 75% в этих секторах. Чтобы обеспечить монополию на дальнейшее совершенствование сигарного оборудования, Трест купил контроль над International Machine Company, которая владела патентными правами на некоторые изобретения. Его инвестиции в собственную компанию по производству табачных машин под руководством Руфуса Паттерсона, молодого инженера, нанятого в 1898 году, являются подтверждением стремления Дьюка не просто реагировать на внешние события, но и активно формировать будущее отрасли, в которой было задействовано более трех четвертей всей рабочей силы, занятой в табачной промышленности США, а производительность труда (с точки зрения добавленной стоимости или физического объема производства) была заметно ниже, чем в других секторах. Паттерсон потратил более чем за два десятилетия 7-8 миллионов долларов на проект создания надежной высокопроизводительной сигарной машины, что сделало его, возможно, самой крупной и продолжительной из американских научно-исследовательских программ того времени. Существовали серьезные технические проблемы как в формировании «куколки» (уже решенной для небольших сигар внедрением пресс-форм), так и в ее обертке в натуральный лист, которым было гораздо труднее манипулировать, чем однородной папиросной бумагой.  Тем не менее к 1915 году Паттерсону все-таки удалось создать работоспособный прототип машины, которой через пятнадцать лет суждено было производить большинство американских сигар. Это было, конечно, слишком поздно для Треста, которому так и не удалось получить  в сигарном секторе прибыли на уровне своих основных производств, имевших монопольное положение на табачных рынках.

В отношении продаж, Трест осознал, что рынок сбыта сигар не поддается легкому контролю. Розничный торговец другими табачными изделиями обычно продавал широкий ассортимент табачной продукции. Как только Трест закреплялся где-то с каким-то конкретным табачным продуктом, скажем с сигаретами, ему относительно проще было распространить свой контроль над продажей других товаров: жевательного, курительного или нюхательного табака. С сигарами дело обстояло иначе, так как в этом случае Тресту предстояло получить контроль сразу над многими розничными торговцами, которые занимались продажей исключительно сигар. Решение этой задачи было равносильно получению контроля над всей отраслью. Кроме того, деятельность Треста была ограничена тем фактом, что производившиеся им сигары не имели лейбла Союза производителей сигар, что  являлось важным фактором в розничной торговле сигарами. На тот момент более двадцати процентов всей продукции носили этот ярлык.

United Cigar Stores

Не имея решающих преимуществ в производстве перед крупными независимыми производителями и столкнувшись с розничным рынком, организованным на мелкой, местной и личной основе, Трест счел необходимым изобрести новые инструменты, с помощью которых он мог бы преодолеть  препятствия на своем пути. Он принял решение об организации собственных торговых агентств как наиболее эффективного средства захвата рынка сигар. Это был прямой способ доставки своей продукции до конечного потребителя без помощи посредника, оптового или розничного торговца. В этом смысле сеть United Cigar Stores была на удивление успешной. К 1926 году компания создала около трех тысяч магазинов, которые располагались практически в каждом крупном городе Соединенных Штатов. Поначалу в них продавались исключительно сигары, но позднее к ним присоединились и другие товары.

Каждый шаг вперед Треста в контроле над розничным рынком означал дополнительный шаг в направлении концентрации производства. Продолжением сетевой системы розничных агентств стала организация National Cigar Stands Company (Национальная компания сигарных киосков), перед которой была поставлена задача взять под свой контроль торговлю сигарами в аптеках. С этой задачей она успешно справилась. The National Cigar Stands Company поставляла своим партнерам оборудование, а также рекламные материалы при условии, что владелец аптеки, помимо уплаты небольшой арендной платы за использование оборудования, соглашался продавать только согласованные с ней товары. 

Здание Havana Tobacco Company на улице Карлоса III, Гавана
Здание Havana Tobacco Company на улице Карлоса III, Гавана


Что касается стоги и тоби, то Трест контролировал их производство и торговлю через созданную летом 1903 года American Stogie Company с капиталом в 12 млн долларов. Общий годовой объем производимых сигар этого типа на всех подконтрольных ей фабриках составлял около 700 млн шт.

Наиболее прибыльной отраслью сигарной промышленности являлось производство и продажа гаванских сигар местного и кубинского производства. В 1902 году трест начал операции по поглощению этого сегмента табачного рынка. К тому времени кубинское сигарное производство уже было в основном сосредоточено в трех компаниях — Henry Clay and Bock Company (английский концерн),  Havana Commercial Company (an American Company) и The Cubanas Company. В 1902 году Consolidated Tobacco Company, которая тогда была трастовой холдинговой компанией, получила контроль над каждой из этих трех компаний, которые в конечном итоге (1902 год) были объединены в Havana Tobacco Company. Хотя Трест контролировал около пятидесяти процентов торговли сигарами кубинского производства, Havana Tobacco Company  так и не удалось получить существенных дивидендов по своим обыкновенным акциям, которые котировались на рынке ниже ожидаемого уровня. Считается, что репутация, которой некогда обладали кубинские сигары в Америке и Германии, под контролем треста была подорвана в результате ухудшения качества табачного листа, используемого при изготовлении сигар,  и, соответственно, качества самих сигар. 

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.