Табак: его история на Филиппинах (продолжение 3)

Автор еженедельной колонки

В предыдущей части мы начали рассказ о la Compañía General de Tabacos de Filipinas (Генеральная табачная компания Филиппин), сокращено C.G.T.F., созданной Антонио Лопесом, Первым маркизом Комильяса. Добиться быстрых результатов ему помогла четко проработанная стратегия проекта с понятными целями и способами их достижения. Лопес хорошо изучил своих возможных конкурентов, таких как, например, маркиз Кампо, и знал, что конкуренция будет жесткой. Чтобы преодолеть все барьеры он заранее заручился поддержкой национального и иностранного капитала, а также установил тесное сотрудничество с правительством Испании. 

Внешний вид главного административного здания General Philippine Tobacco Company на территории Сан-Марселино в Маниле (Филиппины)
Внешний вид главного административного здания General Philippine Tobacco Company на территории Сан-Марселино в Маниле (Филиппины)


Стратегия Лопеса была основана на использовании фактора неожиданности, который должен был способствовать занятию после отмены табачной монополии выгодной позиции на внутреннем рынке Филиппин, избегая  конкуренции и упреждая возможную покупку заводов и земли иностранным капиталом. Быстрый запуск проекта позволял, по мнению его разработчиков, достичь превосходства в снабжении производств табаком как по качеству, так и по его количеству.

Реализация проекта была доверена тщательно подобранному менеджменту, включавшему весьма компетентных руководителей и хорошо подготовленный технический персонал. Так, приобретение лучших земель для табачных плантаций было поручено филиппинскому помещику Антонио П. Касалю (Antonio P. Casal). Ответственным за промышленную часть был назначен французский инженер Арман Вильмер (Armand Villemer). На начальном этапе компанию возглавил Лопе Гисберт (Lope Gisbert), который в 1883 году был назначен генеральным управляющим.

Гисберт был великолепным организатором. Именно он воплотил в жизнь планы по открытию табачной компании на Филиппинах. В августе 1882 года Гисберт представил регламент, который закрепил  организационную структуру компании (должности, функции, обязанности и т. д.), которым компания руководствовалась в течение многих лет. При этом бизнес-цели по основным стратегическим направлениям были определены следующим образом:

- покупка больших участков плодородной земли для выращивания качественного табака с целью их непосредственного использования;

- организация сбора табака, производимого мелкими фермерами, таким образом, чтобы компания контролировала наибольшее количество качественной продукции, производимой на островах;

- взятие под контроль производства на пяти табачных фабриках, принадлежавших испанскому казначейству, чтобы любой ценой предотвратить выход на рынок других конкурентов;

- повышение качества производимой продукции и производительности фабрик.

Первая стратегическая цель была достигнута в августе 1882 года после нескольких неудач с участием доверенного лица компании Антонио Касаля. В конце концов, сделка на приобретение от имени компании в общей сложности 10000 га очень плодородной земли все-таки состоялась. По условиям соглашения, территория могла быть расширена за счет приобретения прилегавших земель.  Выкупленные участки получили следующие названия: Санта-Исабель (2185 га), Сан-Рафаэль (1295 га), Сан-Антонио (1939 Га), Сан-Луис (1622 га) и Ла-Консепсьон (2189 га). 

Все участки земли были расположены в долине Кагаян (провинция Исабела) на землях, которые никогда ранее не использовались, и которые подвергались затоплению в сезон дождей, а, следовательно, регулярно удобрялись натуральной органикой. 

плодородная земля для выращивания табака на Филиппинах

1 июля 1882 года были торжественно открыты плантации Сан-Антонио и Сан-Рафаэль при участии местных деятелей и большого скопления местных жителей, а через несколько дней и все  остальные плантации. Вскоре, после приобретения этих земель, было приобретено еще 10 000 га в провинции Тарлак, в центре острова Лусон, которая получила название Hacienda Luisita. Несмотря на то, что ее нельзя было использовать для выращивания табака, она стала одним из самых прибыльных поместий для компании. 

После приобретения земель, подходящих для выращивания табака, нужно было решить следующую проблему, которая заключалась в том, чтобы найти тех, кто будет на них работать. Это была непростая задача, поскольку плантации были расположены в практически безлюдном регионе, без средств связи и элементарных удобств. Проблема усугублялась и трудностями в общении, так как индейцы не говорили на испанском языке. На картах того времени этот регион был указан как "неизведанная территория". Он скорее подходил под  определение лесной зоны. Тем не менее, эти благодатные земли, столь плодородные и столь пригодные для выращивания табака, стоили того, чтобы приложить усилия к их освоению.

Большое внимание в стратегии было уделено захвату государственных табачных фабрик. Испанское правительство, отказавшись от монополии, решило прекратить всю свою промышленную деятельность в табачной отрасли и выставило на продажу свои пять табачных фабрик. Указанные фабрики были неработоспособными, многие из них находились в полуразрушенном состоянии и располагались в зданиях, предназначенных для других нужд. Поэтому их приобретение было не слишком интересным, но поскольку стратегия C.G.T.F. заключалась в том, чтобы любой ценой избежать конкуренции, они решили взять пять фабрик в аренду сроком на два года, что было достаточно по их расчетам, чтобы успеть реализовать свой проект по строительству новой современной табачной фабрики. В конечном итоге были взяты в аренду только фабрики в Кавите, Мейсике и Малабоне, из которых как табачные фабрики использовались только первые две, поскольку Малабон была практически разрушена землетрясением 1881 года. Две другие остались в руках испанского государства и предназначались для использования в военных целях.

На двух арендованных C.G.T.F. фабриках (Cavite и Meisic) продолжали работать те же рабочие, что и раньше. Однако стратегия их работы кардинальным образом была изменена. Упор был сделан на  существенное повышение качества производства. 

Несмотря на пригодность сельскохозяйственных угодий, филиппинский табак никогда не отличался своим качеством. Это объяснялось во многом тем, что к возделыванию табака привлекались крестьяне из числа коренного населения, которые были лишены необходимых знаний. В свою очередь производству качественной табачной продукции недоставало надлежащих технологий, которые позволяли бы получать сигары приемлемого качества. Руководство C.G.T.F. сознавало, что успех кроется в быстром налаживании производства филиппинских сигар "в кубинском стиле". Они стали обладателями хорошего табачного листа из долины Кагаян, ароматного и обладающего превосходными органолептическими свойствами. Теперь оставалось научиться крутить хорошие сигары, которые должны были хотя бы приближено напоминать непревзойденные гаванские сигары.

Инженер Вильмер в буквальном смысле, засучив рукава, принялся за решение этой задачи. Он нанял в Гаване несколько специалистов: escogedores, despalilladores, fileteadores, amarradores, torcedores и т. д. Я умышленно указываю их профессии на испанском языке, чтобы читатели могли насладиться музыкой этих непривычных на слух названий. Эти эксперты взяли на себя руководство соответствующими мастерскими, отбирая и обучая филиппинцев по своей специальности. После многих лет практики многочисленные семьи местных рабочих стали опытными производителями табака и сигар на фабрике «Ла Флор де ла Изабела». 

Постепенно удалось усовершенствовать производство филиппинских сигар. Первый и многообещающий успех был достигнут на Манильской выставке 1882 года, на которой сигары, скрученные в так называемом «кубинском стиле», получили высокую награду и заслуженное признание.  

Казалось бы, что дела идут успешно и по намеченному графику, но вскоре возникли трудности. Стал очевидным хронический дефицит рабочей силы, вызванный нежеланием местных крестьян выращивать табак на новых плантациях. Они предпочитали продолжать возделывать свою собственную землю и продавать табак по выгодной цене. Руководство C.G.T.F. в качестве контрамеры приняло решение искать рабочих в близлежащих провинциях, в первую очередь в Илокос, жители которой слыли хорошими крестьянами, трудолюбивыми и выносливыми.

Помог организовать иммиграцию жителей Илокос в Изабеллу не кто иной, как Фернандо Примо де Ривера (Fernando Primo de Rivera), в то время генерал-губернатор архипелага. Всего за два месяца было набрано около 270 семей. В 1883 году число новых поселенцев достигло 4000 человек, несмотря на высокую смертность, вызванную холерой в 1882 году. Им предлагался бесплатный транспорт, оплата возможных долгов, а также средства, необходимые для обустройства на новом месте. На плантациях им выделяли пахотную землю и снабжали всем необходимым для выращивания табака (орудия труда, деньги, продукты и т.д.). Стоимость этих пособий записывалась им в долг. Они были обязаны выращивать табачный лист на выделенной земле в соответствии с инструкциями своего  районного мастера. При этом табаководы могли использовать выделенную им землю для выращивания и других культур, таких как рис или кукуруза. 

Фернандо Примо де Ривера (Fernando Primo de Rivera), в то время генерал-губернатор Филиппин

Табаковод должен был продать компании C.G.T.F. весь собранный урожай табака, доставив его на местные склады. Компания получала треть суммы от его продажи в качестве арендной платы за землю, а остальная часть оставалась у поселенца за вычетом четверти в случае, если первоначальный долг еще не был погашен. После погашения всех долгов поселенец мог покинуть плантацию или продолжить работу на тех же условиях. Как правило, выбирался именно последний вариант.

Система сбора табака, разработанная C.G.T.F. была одним из факторов, которые сыграли решающую роль в ее быстром и успешном росте. Учитывая большую площадь территории выращивания табака в Гран-Валле-де-Кагаян, компания решила разделить производство табака на две зоны, которые были переименованы в Каса-де-Кагаян и Каса-де-ла-Исабела, каждая из которых была независимой и управлялась из  своего центрального офиса.

Главный офис Каса-де-ла-Исабела находился в Илагане. Под его административным контролем находились пять плантаций, обслуживавшихся жителями в общей сложности 20 деревень. Сборщики урожая продавали свой табак, упакованный в тюки по 40 связок в каждом, на одном из 22 местных складов, которые компания располагала по всей зоне. Оттуда табак доставлялся на центральные склады в Лал-Лока по реке Кагаян, а с центральных складов — на фабрики в Маниле или напрямую на экспорт.

Каса-де-Кагаян имел головной офис в городе Тугегарао и охватывал 14 поселений. Здесь заготовка табака осуществлялась путем сбора его непосредственно на основных плантациях.
Город Тугегарао


Каса-де-Кагаян имел головной офис в городе Тугегарао и охватывал 14 поселений. Здесь заготовка табака осуществлялась путем сбора его непосредственно на основных плантациях. Далее он направлялся на один из 15 местных складов компании.

Табак из Нуэва-Эсиха использовался исключительно для изготовления сигарет. Их производство из крошеного табака (de batida) покрывало полностью внутренний спрос на этот вид табачной продукции на Филиппинах. В сборе табака для этих целей участвовали поселенцы 6 деревень. Центральный офис этого подразделения находился в городе Сан-Исидро.

Табак на Висайских островах производился на табачных плантациях в Ило-Ило и в Себу.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.