Сигарная история США

Автор еженедельной колонки

Историки связывают факт появления в Северной Америке диковинных в то время сигар с именем генерала Исраэля Патнэма. Насколько это справедливо сегодня уже трудно установить. Впрочем, у нас есть достаточно оснований считать, что именно Патнэм ввез в страну первую партию гаванских сигар. Во всяком случае, жители штата Коннектикут, где надолго обосновался наш герой, уверены в правдивости этой истории. Из поколения в поколение здесь передается предание о том, как полевой офицер, участвовавший в 1762 году в осаде и разграблении Гаваны, по завершении экспедиции привез домой, среди прочих трофеев, большое количество гаванских сигар. Для их перевозки вместе с другой поклажей потребовалось целых три осла! А так как ни один уважающий себя американский осел меньше 200 фунтов погрузить на себя не позволит, то это значит, что сигар в багаже Патнэма было великое множество. Некоторые историки даже утверждают, что их было не менее тридцати тысяч! Ну а то, что он их прихватил с собой, ни у кого не вызывает сомнений, так как такой заядлый курильщик, каким был Исраэль, не мог не оценить качество кубинского табака и не обеспечить себя на долгое время лучшими в мире сигарами, тем более, что достались они ему даром. Уж кто-кто, а мы-то знаем это!  

Исраэль Патнэм

Вернувшись на свою ферму, Патнэм долгое время одаривал трофейными сигарами своих соседей, а также нужных ему людей. Запах этих диковинных табачных изделий распространился  по всему штату, вызывая восторг и зависть у местных фермеров. Многих табаководов это вынудило с еще большим рвением работать над улучшением качества местного табака. Но преуспеть в этом удалось лишь немногим, да и существенно позднее, чем описываемые события. Впрочем, об этом мы поговорим позднее, а сейчас продолжим наш рассказ о сигарах.

Обратимся к известным фактам. Курение сигар начинает распространяться в Новой Англии (New England), а также в крупных североамериканских портах в 70-е годы XVIII века. Первые сведения о ввозе сигар в США из Вест-Индских колоний датируются 1783 годом. Речь идет об импорте коммерческой партии сигар в Бостон с Кубы и Ямайки. В августе 1789 года Пьер Лориллард (Pierre Lorillard), одним из первых открывший в 1760 году в Нью-Йорке производство нюхательного табака, начинает иллюстрированную рекламную кампанию своих сигар в NY Advertiser. При этом сам Лориллард настаивает на том, что это была первая в истории США реклама сигар. Что касается штата Коннектикут, то впервые реклама сигар, ввезенных сюда из Вест-Индии, была размещена в местном еженедельнике Connecticut Courant в 1791 году, а первая реклама местных сигар, или как их тогда называли по-английски segars, появилась в том же еженедельнике только в 1799 году!


О чем это говорит? На мой взгляд, это означает, что история с сигарами Патнэма всего лишь слегка обозначила наметившуюся во второй половине XVIII века тенденцию к переменам во вкусах  американских любителей табака, отдававших все еще предпочтение курительному и жевательному табаку. И, если в Европе эра нюхательного табака подходила к концу, то многие американцы, особенно в высших слоях общества, по-прежнему оставались верны ароматному табачному порошку. Этим не замедлило воспользоваться правительство. Объявив нюхательный табак роскошью богачей, оно ввело в 1794 году 60% налог с розничной цены на этот табачный продукт.  Правда под давлением общественности и табачных компаний уже через два года эта грабительская мера была отменена.



В действительности должно было смениться практически целое поколение, прежде чем сигары в США начали завоевывать популярность. Это принесло штату Коннектикут большие экономические выгоды. Именно здесь началось сколько-нибудь значимое их производство. Сначала, еще до 1800 года, сигары стали крутить в домашних условиях в Виндзоре, а затем их производство распространилось и по всей Коннектикутской речной долине (Connecticut River Valley). При этом местное мужское население, перенявшее от индейцев традицию не допускать к табаку женщин, удивительно быстро смирилось с участием своих жен и дочерей в изготовлении этой табачной диковинки. Впрочем, сигары очень быстро вошли в повседневный обиход американцев. Их даже стали принимать в торговых лавках в обмен на другие товары.

Начало производства сигар на коммерческой, а не бартерной основе историки связывают с женщиной. Речь идет о жене табачного работника из Виргинии по фамилии Праут (Prout), который был привезен в Восточный Виндзор в 1801 году производителями жевательного табака. В тот же год миссис Праут открыла в Коннектикуте магазин, а также организовала здесь производство сигар, наняв для этого несколько местных женщин. Конечно, качество сигар тогда было еще весьма сомнительным. Фактически, человек, осмеливавшийся их курить, делал это на свой страх и риск. Сигары были еще новинкой, поэтому, какого цвета и какого качества они должны  быть на выходе, тогда еще мало кто понимал. Тем более это касалось цены. 

Структура сигар также была допотопной: связующий лист отсутствовал, а начинка попросту набивалась тонкими женскими пальцами во вместительный табачный лист, выполнявший роль обертки. Искусство нанесения покровного листа тогда еще не было известно, поэтому обертку скручивали так, как скручивают современные самокрутки, и по всей длине обильно смазывали клеем. В народе такие сигары прозвали paste segars (клееные сигары). Иногда, возможно за зловонный запах, который они источали, их даже называли barnyard segars (сигары со скотного двора).  Оптовикам они продавались по цене 1-2 доллара за тысячу штук. Именно столько сигар мог скрутить за один рабочий день опытный крутильщик. В розничную торговлю, а именно в торговые лавки и таверны, эта плохо пахнущая продукция поступала уже по цене 1 цент за  штуку. Позже самые короткие сигары  стали продавать по две за один цент. За это их прозвали twofers. Постоянным клиентам сигары могли давать и бесплатно. Секрет заключался в том, что они усиливали жажду, которую доверчивый посетитель спешил утолить тут же, не покидая заведения. Это, естественно, положительно сказывалось на продажах алкоголя и прочих напитков.

Низкое качество первозданных сигар стало притчей в языцех. В их адрес было выпущено немало сатирических стрел. Нашлись, конечно, и противники этого нового табачного продукта. Например, в августовском номере The New York Weekly Magazine за 1796 год было написано: «Нет, пожалуй, ничего более пагубного или более разрушительного для здоровья человека, чем нынешняя практика курения сигар. Это самое противное из всех занятий…». Власти Бостона в этой борьбе пошли еще дальше. В 1798 году здесь был принят закон, которым запрещалось курение сигар на улицах. Отменен он был только в 1880 году! 

Smoker’s Circle

Как же отреагировали на эти ограничения бостонские любители табака? Да очень просто. Они создали Кружок курильщиков (Smoker’s Circle), постоянным местом сбора которого стал один из холмов в бостонском общественном парке широко известном под названием The Commons. В описании к рисунку, изображающему одно из собраний «Кружка курильщиков», который был опубликован в журнале Gleason’s Pictorial за 1851 год, в частности говорится:

«Это хорошо известный факт: в то время как в любом другом городе Союза можно свободно наслаждаться вдыханием ароматного дыма сигар, в Бостоне тот, кто осмелится закурить на улице, будет незамедлительно оштрафован. Наш достойный мэр, симпатизирующий угнетенным любителям табака, установил в тени нашего прекрасного парка скамейки, чтобы десятки людей могли наслаждаться здесь днем и вечером колдовской травой».

Со своей стороны отметим, что мэр Бостона подошел к делу весьма основательно. Скамейки были сделаны из стали. Ну, а установлены они были в парке, чтобы быть точными, 27 июля 1847 года. Причем поставлены они были в форме круга, что, видимо, и послужило поводом назвать неформальное собрание курильщиков кружком.

Несмотря на все недостатки рудиментарных сигар, их производство выжило и продолжило развиваться. Возможно, курить их было не очень приятно, но и отказываться от них, было бы расточительно, особенно, если вспомнить их смешную цену. Видимо, свою роль в этом сыграла свойственная истинным янки скупость. Помогло также то, что местные сигары пользовались на удивление хорошим спросом за пределами штата. Не обошли своим вниманием нарождающееся производство и власти страны. Уже в 1789 году Конгресс США первого созыва принял закон о введении протекционистских пошлин на импортные товары, призванный защитить, в том числе, и молодую сигарную промышленность. Этим законом ввозимые на территорию США сигары облагались пошлиной в размере 6 центов за фунт, что соответствовало примерно от 18 до 30 центам за тысячу сигар. Для этого были веские основания, так как уже в 1804 году, согласно таможенным данным, в США было ввезено из Гамбурга, Кубы, Амстердама и Флориды четыре миллиона сигар! Это вынудило правительство незамедлительно поднять пошлину до двух долларов за тысячу импортных сигар. Принятые меры, естественно,  способствовали дальнейшему развитию и совершенствованию самого производства и, как результат, улучшению качества  местных сигар. Согласно статистическим данным в 1810 году только в Филадельфии, Балтиморе, Нью-Орлеане и Цинциннати, не считая Новую Англию и Нью-Йорк, местными умельцами было произведено 29 миллионов сигар!

В Коннектикуте на волне растущего спроса к 1810 году стали появляться уже не простые кустарные производства, а настоящие сигарные фабрики, в частности в Саффилде (Suffield) и в Восточном Виндзоре (East Windsor). Пионерами промышленного производства сигар считаются братья Росвелл Виетс,  (Roswell Viets) и Самуэль (Симеон) Виетс. Один из них, а именно Самуэль Виетс случайно повстречал кубинца, который владел мастерством скрутки сигар. Недолго думая, он нанял его для обучения работниц на только что открывшейся фабрике в Саффилде. История сохранила имена  двух из них: Кларисса Кинг (Clarissa King) и Салли Инграхэм (Sally Ingraham). Сигары крутились из смеси местных табаков и самого дешевого кубинского табака. Впрочем, некоторые историки оспаривают первенство братьев Виетс. В частности, к ним относится известный сигарный эксперт Тони Хаймэн (Tony Hyman), который ссылается на рекламу, размещенную в 1794 году в филадельфийской газете American Daily Advertiser. В ней  местный предприниматель Джон Хэнкарт (John Hancart) сообщал об открытии им сигарной и табачной фабрики в Джермантауне (Germantown). 


По мере развития сигарного производства совершенствовалась и система их продаж. В процесс включились коммивояжеры, колесившие по дорогам Новой Англии в поиске новых адептов табачной новинки. Для большей привлекательности сигары упаковывались в красочные коробки или пакеты. Постепенно дело дошло и до стандартизации сигар. В продаже появились Short Sixes, Long Nines, Windsor Particulars или Supers. Первые два из указанных типов сигар, как вытекает из самих названий, обозначали, соответственно, их размер и количество. 

Long Nines, похожие на шариковую ручку, по способу скрутки и по своей форме напоминали манильские чируты. Их также  можно считать предшественницами современных стоги (stogie). Они упаковывались обычно в связки по 25 или 50 штук, крепившиеся тремя лубяными лентами, и затем помещались в бочки вместимостью в пять тысяч сигар. В таком виде они обычно отгружались в Бостон, откуда развозились по всем портам Атлантического побережья. Поставлялись они и в Вест-Индские колонии для раздачи работавшим на плантациях рабам. Стоили такие сигары от 75 центов до 1 доллара и 25 центов за тысячу. Short Sixes были короче чем Long Nines примерно на одну треть. Изготовлялись они также как и их более длинная родственница, но качество использовавшихся в них табаков было лучше. В отличие от Long Nines «коротышки» продавались в основном в местах их производства. Их можно было приобрести в тавернах, где постояльцам их нередко предлагали бесплатно как приложение к трапезе или по две штуки всего за один цент.

Supers (производное от superior — высший сорт) хотя и были далеки от совершенства, обладали при этом очень важными для потребителя преимуществами: покровный лист на них был скручен правильным образом, по-кубински, а в головной части сигары делался загиб, который мешал табаку развернуться. Такой способ скрутки сигар сохранялся вплоть до 1839 года, когда появились первые образцы гаванских сигар с покровом, закрепленным путем наклейки на головку шапочки. Опытный крутильщик мог за смену скрутить от 800 до 1000 штук таких сигар. Supers продавались, как правило, владельцам оптовых складов в обмен на товары по цене от полутора доллара до двух за тысячу сигар. Далее они упаковывались в коробки, маркировались и вновь перепродавались местным оптовикам, которые в свою очередь распродавали их розничным торговцам или морякам.

Обращает на себя внимание тот факт, что в ценообразовании сигар не учитывалась стоимость табачного сырья. Стоимость рабочей силы также не шла в расчет, так как крутильщикам платили с суммы проданных сигар. Интересно также то, что в связи с тем, что денежная масса в обороте была ограничена, сигары стали хорошим заменителем чеканной монеты. Их охотно принимали во всех торговых лавках в обмен на любые товары. 

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.

Автор: Cigarday.ru
Феномен Hoyo de Monterrey

В 2014 году случилось необычное: компания Habanos S.A. в связи с релизом сигары Hoyo de Monterrey Le Hoyo de San Juan впервые раскрыла конкретное происхождение табаков. Листья секо и воладо в мешке происходят исключительно из Сан-Хуан-и-Мартинес, старого дома этого традиционного кубинского бренда. Таким образом, ценители сигар имеют возможность открыть для себя вкусовые характеристики табаков из этой конкретной зоны производства. Широкий спектр влияния на вкус сигары здесь намеренно расширен за счет добавления фактора «терруар».