Сигара во славу Божью

Автор еженедельной колонки

Табак и все, что с ним связано, представляет собой огромный пласт нашей материальной культуры, увы, исчезающей культуры, или, точнее, искусственно уничтожаемой… Из нашего сознания табакофобы различных мастей пытаются сегодня выхолостить все веками накопленные знания об этом удивительном растении, покорившим за короткое время весь мир. Тот факт, что он завладел сердцами многих великих людей, способствуя совершению ими подвигов и великих открытий, сегодня усилено замалчивается. Приведем лишь один пример того, как это делается. Речь пойдет об  известном баптистском служителе Чарльзе Хаддоне Сперджене (19.06.1834-31.01.1892).

Сигара во славу Божью

Английский баптист, проповедник Сперджен оказал огромное влияние на различные протестантские деноминации, из-за чего известен как «Король проповедников». Он твёрдо придерживался традиционного реформированного баптистского вероучения, защищая церковь в соответствии с Вестминстерским вероисповеданием 1689 года, противостоял либеральным и прагматическим тенденциям церкви того времени.

Тот факт, что Сперджен курил сигары, в наши дни скрывают, но в более ранних, написанных до 1940 года биографиях Сперджена, о нем упоминают. Об этой стороне его жизни, сегодня тщательно умалчиваемой, рассказывали в свою бытность немало анекдотов. Вот таких, например:

Когда Сперджен жил на Найтингейллейн, один молодой человек из школы при церкви Скинии организовал загородную экскурсию. Экипаж с экскурсантами должен был заехать за ним по пути в Суррей. Было чудное раннее утро, путешественники находились в прекрасном расположении духа и, закурив трубки и сигары, предвкушали ничем не омрачаемое времяпровождение. Сперджен ждал их у дверей. Он поднялся на предназначенное для него сиденье, удивленно посмотрел вокруг и воскликнул: «Джентльмены, разве вам не стыдно курить так рано?».

Это произвело угнетающее впечатление. Трубки и сигары одна за другой погасли и исчезли из вида.

И тогда Сперджен достал портсигар и закурил сигару, с наслаждением затянулся. Присутствующие были потрясены. «Я думал, вы возражаете против курения, господин Сперджен», — осмелился сказать один из них.

«Нет, я не сказал, что возражаю. Я просто спросил, не стыдно ли вам. Как выяснилось, вам стыдно, раз все вы убрали свои трубки». Присутствовавшие рассмеялись, снова достали свои трубки, и поездка благополучно продолжилась — в клубах дыма. 

Другой случай, отражающий отношение Сперджена к курению, звучит так:

— Снова наслаждаетесь своей «баккой» (baccа – в английском сленге с 1824 года означало «табак»), сэр! — сказал однажды старый Джордж, испытанный и надежный слуга мистера Сперджена, когда его хозяин раскуривал сигару.

— Я могу обойтись без моей «бакки» гораздо легче, чем ты, Джордж без своей трубки, — ответил хозяин.

— Я не верю этому, сэр.

— Хорошо, Джордж! Давай договоримся, что ты не будешь курить до тех пор, пока я вновь не закурю.

— Согласен, сэр.

Прошла неделя, две недели… Бедный старина Джордж умирал по своей трубке. Одного из прислуг попросили уговорить хозяина, чтобы Джорджу было дозволено вновь закурить.

— Нет, нет! — сказал мистер Сперджен. Он заключил сделку, пусть придерживается ее.

В конце концов Джорджу разрешили курить, но мистер Сперджен еще несколько месяцев после этого не брал в руки сигары... 

Кстати, Сперджена на карикатурах часто изображали курящим именно трубку. Уильям Уильямс в своих личных воспоминаниях о нем писал по этому поводу: «Всему миру известно, что мистер Сперджен время от времени наслаждался сигарой. Немало карикатур изображали его курящим трубку, но за все годы, что я его знал, он ни разу не пользовался трубкой. Его изящный ответ джентльмену, который «слышал, что он курит, но не мог поверить, что это правда», был таков: I cultivate my flowers and burn my weeds («Я выращиваю цветы и сжигаю сорняки»).

Пожалуй самым значимым эпизодом, раскрывающим в полной мере отношение Сперджена к курению в целом и к сигарам в частности, является случай, называемый некоторыми биографами «скандалом с Daily Telegraph». Наиболее подробно он описан в книге Арнольда Даллимора «Сперджен — биографический очерк»:

Из книги «Путешествие с Ч. Х. Спердженом» Клайва Андерсона.

«В 1874 году Джордж Пентекост, баптистский пастор из Америки, посетил Табернакл, и Сперджен пригласил его проповедовать на вечернем служении. Сначала Сперджен проповедовал «остро и ясно о необходимости оставить грех, чтобы преуспеть в молитве», причем он говорил о том, что у многих христиан проявляются кажущиеся пустяковыми маленькие привычки, которые мешают им пребывать в истинном общении с Богом.

Закончив проповедь, он предложил Пентекосту сказать слово, рассчитывая на то, что он предложит практическое применение той истины, которую только что излагал сам.
Вполне возможно, что доктор Пентекост не знал о том, что Сперджен курит. Но, как бы то ни было, он связал высказанную Спердженом истину с рассказом о том, как он бросил курить. Он говорил, что очень сильно любил курить наилучшие сигары, какие только позволял его кошелек, однако потом понял, что эта привычка была вредной для христианина, и приложил усилия, чтобы ее бросить. Но привычка оказалась настолько сильной, что он стал ее рабом, и это продолжалось до тех пор, пока после долгой и мучительной борьбы он взял коробку с сигарами перед Господом, воззвал в отчаянии о помощи и одержал полную победу. В его словах звучала мысль, что курение не только порабощает, но что христианин должен рассматривать его как грех.
Наверное, еще никогда в жизни Сперджен не чувствовал себя так неловко, как в этот момент! Он поднялся и сказал:

Ну что же, дорогие друзья, — как вы знаете, некоторые люди делают во славу Божью то, что другие считают за грех. А потому, несмотря на то, что сказал брат Пентекост, я все равно намерен выкурить хорошую сигару во славу Божью сегодня перед отходом ко сну.

Если кто-нибудь покажет мне в Библии заповедь, гласящую «Не кури!», то я с удовольствием ее выполню, но пока что я не нашел такой заповеди. Я нашел там десять заповедей, и это как раз столько, сколько я могу выполнить, и я не желаю сделать из них одиннадцать или двенадцать заповедей. По сути дела, я говорил вам сегодня о подлинном грехе, а не об игре слов или о чем-то неопределенном… «Все, что не по вере, грех» — вот об этом, по сути дела, говорил и брат Пентекост. Да, конечно, кто-то может счесть за грех и то, если у него сапоги начищены черным кремом. Тогда пусть он прекращает чистить их черным кремом и начинает белить известью. Я желаю сказать, что не считаю курение зазорным, и не думаю, что должен его стыдиться, а потому буду продолжать курить во славу Божью.

Выражение «сигара во славу Божью» распространилось по Англии молниеносно. Эти слова подхватила пресса, и в редакции газет стали приходить многие письма, некоторые с одобрением, но большинство с осуждением Сперджена за его курение. Ему не оставалось ничего делать, как попытаться оправдать себя, и в письме в газету «Дейли Телеграф» он написал:

«Я курю вместе с тысячами моих друзей христиан, и вместе с ними подвергаюсь порицанию за то, что живу во грехе, если верить некоторым обвинителям. Но поскольку я не позволил бы себе сознательно допустить никакого нарушения закона Божьего, — а грех есть нарушение закона, — то я не считаю, что живу во грехе, когда у меня нет убеждения в том, что это грех… И если я чувствую облегчение сильной боли, если усталый мозг получает отдых, если у меня бывает спокойный освежающий сон благодаря выкуренной сигаре, — то я преисполнен благодарности Богу и благословляю Его имя. Именно это я и имел в виду в своих словах «сигара во славу Божью».

 Портсигар Сперджена

Некоторые современные авторы утверждают, что в более поздние годы Сперджен отчасти воздерживался от курения, и иногда по несколько месяцев не брал в рот сигару. При этом высказывается предположение, что с его стороны это могла быть попытка доказать себе и людям, что он не является рабом привычки. Говорится также, что примерно за два года до смерти он совсем бросил курить, возможно, после того, как понял, что курение не приносит для его здоровья той пользы, которую он ожидал. 

Однако, все эти утверждения не что иное, как попытка скрыть правду тех, кто в силу своего крайне негативного отношения к табаку, пожелали бы, чтобы Спенджер вообще не курил. А правда состоит в том, что и в конце своей жизни Сперджен курил! И курил он изысканные сигары марки La Legitimidad, поставлявшиеся с Кубы в том числе для британской королевской семьи.

Наша справка:

Сигарная марка La Legitimidad была выпущена на рынок в 1880 году Антонио Риверо Мартинесом, владельцем сигарной фабрики Por Larrañaga, располагавшейся в Гаване на улице Сан-Мигель, 58. В 1881 году бренд был продан Франсиско Пересу дель Рио, который использовал его в качестве названия для основанного им предприятия: «Королевской сигарной фабрики La Legitimidad». В 1898 году эта фабрика была куплена обосновавшейся на Кубе The Havana Cigar and Tobacco Company, созданной при участии английского капитала, и имя «Франсиско Перес дель Рио» исчезло с этикеток. В 1910 году La Legitimidad была куплена компанией Morris & Morris, а в 1952 году перекуплена Cifuentes y Compania, владевшей на тот момент сигарной фабрикой Partagás.

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.

Автор: Cigarday.ru
Феномен Hoyo de Monterrey

В 2014 году случилось необычное: компания Habanos S.A. в связи с релизом сигары Hoyo de Monterrey Le Hoyo de San Juan впервые раскрыла конкретное происхождение табаков. Листья секо и воладо в мешке происходят исключительно из Сан-Хуан-и-Мартинес, старого дома этого традиционного кубинского бренда. Таким образом, ценители сигар имеют возможность открыть для себя вкусовые характеристики табаков из этой конкретной зоны производства. Широкий спектр влияния на вкус сигары здесь намеренно расширен за счет добавления фактора «терруар».