Пьянящее золото на холме Красной пагоды (продолжение 7)

Автор еженедельной колонки

Это особый сорт иностранного табака.

Не производится в Китае, а импортируется из-за рубежа.

Это его достоинство — очищать  кровь,

Чтобы оживить ноздри и взбодрить ваш дух.

Чжао Чжицянь (1880)

С семнадцатого по девятнадцатый век и далее табак в Китае был частью динамичной сферы потребления, которая менялась с течением времени. Постепенное географическое распространение табака по его территории, произошедшее между 1600 и 1750 годами, привело не только к изобилию недорогих местных табаков, но и к возникновению высококачественных региональных табаков, которые можно было продавать по относительно высоким ценам. В восемнадцатом веке эта тенденция, в сочетании с импортом модного нюхательного табака из Европы и Америки, а также отличных сортов табака из Японии и Кореи, расширила возможности  определенных кругов использовать табак для демонстрации своего богатства и статуса. 

«Стильное» потребление табака изначально ограничивалось кругом состоятельных курильщиков (или тех, у кого были богатые покровители), имевших доступ к чрезвычайно дорогому трубочному табаку. Поначалу количество известных «брендов» было довольно ограниченным и включало только те сорта, которые выращивались в известных центрах выделки восточного побережья. Со временем региональная специализация и диверсификация продукции привели к тому, что гораздо больше людей смогли приобретать уникальные табачные изделия в соответствии со своими экономическими возможностями. Выбор конкретной марки табака зависел не только от его предполагаемой пользы для здоровья или личных предпочтений курильщика, но также от менявшейся эстетики вкуса. Модные модели потребления табака не были фиксированными, они продолжали меняться по мере того, как низшие слои общества пытались подражать привычкам высшего дворянства, а элита пыталась избегать вышедших из моды табаков. 

Примерно к 1750 году эта система употребления табака привела к значительным классовым и региональным различиям. Такое расхождение имело место не только в видах приобретаемого табака, но и в способах его потребления. В то время как представители низших слоев общества продолжали курить крошеный табак в длинных трубках, элита все чаще переходила на нюхательный табак, а также на табак для кальянов. Со временем эти более модные способы потребления табака также просочились вниз по социальной лестнице. 

Китайские табакерки для нюхательного табака
Табакерки для нюхательного табака были впервые произведены в Китае в начале 18 века. Задуманные как драгоценные контейнеры для молотого табака, ввозимого в Китай, табакерки изначально производились для императора и двора

 
К девятнадцатому веку многие потребители табака жили в наиболее процветающих и оживленных с коммерческой точки зрения районах страны, особенно в Пекине, Гуанчжоу и других городах.  Дифференцированные модели потребления табака, которые уже существовали в начале восемнадцатого века, продолжали меняться в девятнадцатом веке по мере того, как в прибрежные города из-за рубежа стали завозить сигары и сигареты. 

Отказ элиты от трубочного табака в пользу нюхательного табака в восемнадцатом веке и последовавшая за этим популярность кальяна в начале девятнадцатого века в основном соответствовали мировой практике. И нюхательный табак, и кальян изначально завозились из-за рубежа: один — из европейских столиц, другой — с базаров и кофеен исламского мира. Китайцы с готовностью переняли и адоптировали для себя эти иностранные товары, точно так же, как раньше они поступили с трубочным табаком. Их успех в разработке местных видов нюхательного табака, а также самобытных емкостей для нюхательного, трубочного и кальянного табака не должен заслонять тот факт, что китайцы, заботившиеся о стиле, участвовали в общемировой культуре потребления модного табака. В этом смысле импорт промышленных сигарет в конце девятнадцатого века не был радикальным разрывом с прошлым, а скорее дальнейшим проявлением более раннего космополитического наследия.

Каким бы ценным не был табак, и в каких бы изысканных трубках он не курился, тем не менее, элитные курильщики делились им со своими подчиненными. В результате трудно было разобраться, является ли курение признаком элегантности, или вульгарности. Этой дилемме в XVIII веке посвящались целые руководства по табаку. Сослаться, в частности, можно на «Табакокурение» Лу Яо, в котором автор изложил несколько правил этикета, которым должны следовать утонченные курильщики. По мнению Лу Яо, например, джентльмену не подобало курить, когда он слушает цитру или смотрит на цветы сливы. Кроме того он считал, что было глупо курить, гуляя по опавшим листьям, или стоя рядом с кучей старой бумаги. 

флакон для нюхательного табака

Проблемой для элитного потребителя табака, конечно же, была трудность поддержания своего преимущественного положения в обществе, в котором курение было таким распространенным явлением. Тщательный выбор премиальных марок, использование отличительных трубок и соблюдение определенных правил этикета могли в какой-то степени свидетельствовать о высоком статусе человека, но, в конце концов, курящий трубку богач или высокопоставленный чиновник вели себя точно так же, как деревенский крестьянин или скромный труженик. 

Легкость, с которой человек из высших слоев общества мог опуститься до вульгарности, куря трубку, подчеркивается образами героев романа «Истории романтических героев». В этом произведении курят как положительные, так и отрицательные персонажи. При этом, практически все, кто употребляет табак, родом либо из сельской местности, либо из низших слоев общества. Но есть одна, но весьма характерная особенность: никто из городских персонажей с более высоким социальным статусом не курит длинную трубку. Единственный образованный курильщик, пожилой учитель, изображен в романе крайне нелестно: у него в волосах жирные хлопья перхоти, а его трубку так давно не чистили, что ее мундштук постоянно прикреплен к черенку. Номинально являясь членом элиты, учитель даже не знает, как правильно ухаживать за своей дорогой трубкой из черного дерева. Вместо того, чтобы удалять старый пепел, он набивает в чашу свежий табак снова и снова, пока трубка не становится настолько грязной, что «ее невозможно будет почистить до самой смерти». Этот человек и его привычки курить настолько отвратительны, что никто из слуг не хочет помочь ему раскурить трубку. Этот рассказ, хотя и вымышленный, связывает курение трубки с общим недостатком самосовершенствования. Неудивительно, что Ань Сюэхай, единственный по-настоящему вежливый персонаж в романе, постоянно настаивает на том, что он «не умеет курить», и вместо этого предпочитает пить шаосинское вино. 

нюхательный табак

Хотя «Истории романтических героев» были написаны ближе к концу девятнадцатого века, курение трубки уже в ранний период правления династии Цин рассматривалось некоторыми как вульгарная и отвратительная привычка. Император Канси, по имеющимся сведениям, терпеть не мог трубочный табак. Тем не менее, именно во время правления Канси новый вид табака — нюхательный табак или «носовой табак» (biyan) — стал чрезвычайно модным как среди могущественной военной элиты Пекина, так и среди влиятельных литераторов региона Цзяннань. Нюхательный табак и бутылочки для нюхательного табака были обязательными аксессуарами для знатных цинских патрициев на протяжении всего XVIII века. Они часто использовались в тщательно продуманной системе обмена подарками в высших эшелонах общества. Нюхательный табак, в свою очередь, стал популярным так, что к началу девятнадцатого века его стали  употреблять уже и люди несколько более низкого ранга и статуса, особенно в портовом городе Гуанчжоу.

Молотый табак, вдыхаемый через нос, использовался индейцами на протяжении тысячелетий, но его использование другими людьми получило широкое распространение только в семнадцатом веке. После того, как в конце XVI века испанские фармацевты начали рекламировать табак как лекарство от всех болезней, нюхательный табак начали производить в Испании. Первоначально андалузцы из высшего сословия считали нюхательный табак ниже своего достоинства, но с течением времени, испанская элита стала отдавать предпочтение именно этой форме употребления табака. Ко второй половине XVII века испанские и португальские королевские табачные монополии производили нюхательный табак в довольно в больших количествах для удовлетворения растущего спроса и в других частях Европы. Нюхательный табак вошел в моду среди французского бомонда в 1720-х годах. Это считалось особенно утонченным способом употребления табака, и впоследствии нюхание табака превратилось в очень сложную ритуальную практику со своими собственными правилами этикета. На протяжении всего восемнадцатого века нюхательный табак занимал важное место в европейских политических делах и дипломатических отношениях, а табакерка стала «великим политическим подарком эпохи». 

нюхательный табак вошел в моду

Нюхательный табак вошел в моду при цинском дворе в XVIII веке. Миссионеры-иезуиты, вероятно, были первыми, кто привез нюхательный табак в Китай, хотя когда это произошло впервые, неясно. В 1684 году, во время своего первого южного путешествия, император Канси встретился в Нанкине с отцами-иезуитами Жаном Вала (Jean Valat, 1614-96) и Джандоменико (Жан-Доминик) Габиани (Giandomenico [Jean-Dominique] Gabiani, 1623-94), которые подарили ему европейский нюхательный табак,  с которым он, казалось, уже был знаком. В 1713 году, по случаю его шестидесятилетия, иезуиты Килиан Штумпф (Kilian Stumpf, 1655-1720) и Симеро (Джозеф) Соарес  (Simeгo [Joseph] Soares, р. 1641), подарили Канси две бутылки нюхательного табака, а на следующий год они преподнесли императору от имени сената города Макау двенадцать бутылок амостриньи (amostrinha), нюхательного табака тонкого помола, изготовленного в Португалии из бразильского рульного табака.

Амостринья, по-видимому, был особенно популярен среди членов императорского двора, и на протяжении XVIII века он стал неотъемлемой частью китайско-европейских дипломатических отношений. В то время бразильский табак, выращенный в провинции Баия, был самым распространенным видом табака в мире, с хорошо зарекомендовавшими себя рынками в Европе, Северной Америке и Азии. Бразильские производители специализировались на изготовлении рульного табака, используя сложный процесс отверждения, который придавал табаку характерный сладкий  привкус. Многократное скручивание табака вокруг прочной палочки для формирования рулей (rollos) при пропитывании его маслами и травами придавало ему неповторимый вкус, а также добавляло зеленый блеск, который служил для лучшей сохранности табака при транспортировке через океаны. 

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей