К началу двадцатого века, когда сигареты стали вытеснять другие формы табачных изделий, кальян все еще широко употреблялся во многих частях сельского Китая, а также в некоторых прибрежных городах. Однако в республиканскую эпоху горожане начали постепенно отказываться от него как от отсталого и «крепостнического» способа потребления табака, отдавая предпочтение «современным» сигаретам. Сельские же жители и жители малых городов продолжали пользоваться классическим кальяном. Этот способ потребления табака сохранялся в некоторых сельских районах вплоть до 1950-х годов, но после земельной реформы «большого скачка вперед» и «культурной революции» эта практика в основном сошла на нет вместе со старым классом помещиков.
Так же, как в свое время произошло со старыми способами употребления табака, все более широкое распространение среди определенной части городской элиты стали приобретать сигареты. Современный, модный табачный продукт, легко преобразуемый с помощью рекламы и массового маркетинга в иерархически стратифицированные марки, способные отражать статус человека, сигареты явили собой идеальную замену «старомодным» кальяну и нюхательному табаку у зарождающейся городской интеллигенции и новых предпринимательских классов республиканского Китая.
Бумажные сигареты в Китае появились только в конце XIX века. Сначала табак курили, завернув в газету, и лишь позже началось промышленное производство сигарет. При этом не всем сигареты пришлись по душе. В 1944 году Так У Цзусян (1908–1994 гг.), выдающийся современный писатель, назвал кальян и табак для кальяна уникальной китайской формой курения. В расширенном эссе на эту тему он превозносит «древнюю» китайскую практику курения табака в кальянах как воплощение уникального коллективного духа Китая, которому он противопоставляет материализм и индивидуализм, олицетворяемые «чуждой» культурой курения сигарет.
На самом деле, китайская история кальянного, нюхательного и даже трубочного табака показывает, что эти способы потребления возникли не из уникальных культурных традиций Китая, а благодаря продолжительному взаимодействию империи Цин с внешним миром. Самый высококачественный нюхательный табак, распространявшийся на рынках восемнадцатого и девятнадцатого веков в Китае, как отмечалось выше, был родом из далекой Бразилии, а кальян был продуктом участия Китая во внешней торговле, в первую очередь, со Средней Азией и Индией. Часть китайской элиты отдавала предпочтение табаку, импортируемому из Японии или Кореи, в то время как китайские торговцы в восемнадцатом веке доставляли китайский табак в Юго-Восточную Азию, Монголию и Сибирь, а в девятнадцатом веке продавали его европейцам для реэкспорта на более широкие мировые рынки. Когда в 1880-х и 1890-х годах в страну стали ввозить сигары и сигареты иностранного производства, они легко включились в высокоразвитую местную культуру курения, которая уже привыкла к адаптации новых продуктов из дальних стран.
В 1956 году 22 компании по производству кальянов и табака, расположенные в городе Ланьчжоу, объединились в концерн, образовав местную монополию. Сегодня самые крупные и успешные компании расположены в Сиане, Шанхае, Наньтуне и Сучжоу, с крупными отделениями в Ханькоу, Тяньцзине, Баотоу, Лояне, Тайюане, Чэнду, Чунцине, Пекине и других городах.
После 80-х и без того шаткая репутация кальяна упала окончательно, в том числе и из-за того, что китайцы старались во многом подражать заезжим европейцам, которые кальяну предпочитали папиросы и сигары. Среди горожан кальян стал ассоциироваться с деревней, бедностью и разрухой. По признанию самих хозяев заведений, где предлагают кальян, такой бизнес и сегодня – зрелищный, но для китайцев совершенно не статусный, к тому же и далеко не самый прибыльный.
По мнению экспертов, надежда на возрождение культуры курения кальянов все-таки есть. Табак, использующийся в ланьчжоуском кальяне, благодаря своим химическим свойствам признаётся китайской медициной лечебным средством: помимо негативного влияния на организм, в малых дозах и с низкой концентрацией никотина он оказывает и некоторый положительный эффект. В конце концов курить кальян в Китае снова становится стильно и модно, ведь китайские хипстеры, падкие на всё ретро, с удовольствием посещают немногочисленные кальянные и понемногу популяризируют кальянную культуру. Тем не менее, до сих пор покупатели смесей для кальянов в Китае, по большей части, деревенские жители с низким достатком: рыбаки, труженики полей, пастухи. Иностранные курительные смеси и уголь практически не представлены на рынке, где господствуют составы для ланьчжоуского кальяна. Подавляющее количество табака продаётся там же, где и производится.
Согласно данным официальной статистики, почитателей ланьчжоуского кальяна насчитывается более 1 млн человек. В год ими приобретается от 1 до 1,5 млн. килограмм табачных смесей. Перспектива увеличения рынка табачных изделий и сбора налогов с реализации разнообразных курительных аксессуаров и табака подталкивает правительство к поощрению развития табачного бизнеса, в том числе и кальянного.
В отличие от полностью легального ланьчжоуского кальяна, арабский кальян в Китае юридически находится в пограничном положении, не относясь ни к легальным, ни к нелегальным способам табакокурения. Производство табака для курения арабского кальяна в Китае, его перевозка и реализация должны сопровождаться соответствующими разрешениями компетентных органов, точно также, как в случае с другими изделиями табачной промышленности. Так как табак для арабского кальяна в Китае практически не производится, а импорт его не достигает промышленных масштабов, то и схема контроля в таком случае крайне размыта.
Рассказывая о табакокурении в эпоху империи Цин, конечно, нельзя не сказать несколько слов об опиумных войнах.
Китай был самой богатой странной Восточной Азии и Азии в целом. Он обладал уникальными товарами (шелк, фарфоровые изделия, предметы искусства, чай), и при этом вел торговлю только в обмен на серебро и золото. Помимо этого, существовало много ограничений для иностранных торговцев. Собственно, дисбаланс торгового взаимодействия был очевиден: Китай много экспортировал, а импортировал минимум.
Для Англии того времени Китай представлялся важным перспективным рынком. И в поиске товара, который был бы способен изменить торговый баланс в свою пользу и сделать торговлю с Цинской империей в условиях ее протекционистской политики выгодной, Англия стала заполнять китайский рынок опиумом.
В Китае давно были известны медицинские достоинства мака, но как наркотик он широко не использовался. Однако с распространением курения (примерно с XVI века), опиум стал примешиваться к табаку. Вслед за торговцами на юге Китая опиум стала курить и аристократия, он постепенно проник во Внутренний Китай. Осознавая опасность наркотических свойств опиума, а также то, что торговля им приводит к развращению местных чиновников, созданию коррупционных схем, в XVIII веке император запретил опиокурение и торговлю этим веществом. Однако, несмотря на декреты 1729 и 1799 годов, опиум продолжал поступать в Китай, чиновники — участвовать в контрабанде, а серебро и золото — уходить из империи.
За пределами современной Европы китайцы совершенствовали искусство курения опиума. Научившись у яванцев курить смесь табака и опиума, вскоре они отдали предпочтение последнему, отчасти из-за императорского запрета на курение табака. Но еще важнее было то, что курение опиума приносило гораздо больше удовольствия и считалось менее вредным для здоровья. Китайцы, со своей технической одаренностью, особенно проявлявшейся в улучшении быта, возвели курение опиума в ранг настоящего искусства, единственного в своем роде. Курение для поклонников магического опиумного дыма стало ритуалом, и приспособления для курения тоже стали ритуальными. Помимо того что требования к качеству опиума были крайне высокими, а процедура его приготовления — очень строгой, уникальной была опиумная трубка, или «ружье для курения».
Международные торговцы поставляли в Китай опиум и получали огромную прибыль, что, конечно, подрывало китайскую экономику. В результате в 1839 году Китай запретил торговую деятельность с иностранцами. В 1840 году у купцов из Англии было конфисковано и уничтожено 1200 тонн опиума, и это стало поводом для начала военных действий против Китая. Развязалась первая «опиумная» война, которая продлилась 2 года. Китай сильно отставал в технологическом процессе, поскольку долгие годы был закрытой страной. Вооружённые силы Поднебесной насчитывали чуть менее миллиона человек, из которых в конфликте приняли участие только сто тысяч. Однако даже при такой численности они потерпели поражение, хотя численность английского войска составляла всего четыре тысячи человек.
Пожалуй, это была первая в мировой истории война, которая велась за новые рынки сбыта, а не за территории. Эту войну Китай проиграл и был вынужден подписать Нанкинский договор.
В стране развивался внутренний социальный кризис, спровоцировавший Тайпинское народное восстание. Ситуацией воспользовались капиталистические страны: США, Франция и Англия, которые требовали предоставления права судоходства по Янцзы и открытия новых морских портов. В 1854 году державы потребовали перезаключить договоры, подписанные по результатам первой «опиумной войны», но получили отказ. В 1856 году началась вторая «опиумная» война, которая продлилась 4 года. В ней Китай тоже проиграл.
Опиумные войны оказали большое влияние на последующее развитие Поднебесной, которая начала терять свою самостоятельность. Поражения продемонстрировали, что династия Цин не в состоянии управлять международными отношениями, был взят курс на изоляцию от других государств.
(Продолжение следует...)
Комментарии пользователей