Пьянящее золото на холме Красной пагоды (продолжение)

Автор еженедельной колонки

Пусть табак не слишком приятен на вкус,

Я всегда жажду затянуться его дымом.

Ничто мне не дорого так, как он,

Ни уход гостя, зашедшего поболтать,

Ни грустные размышления в одиночестве,

Ни чайник с чаем, ни кувшин с вином.

Хэ Цивэй

То, как конкретно происходил первоначальный обмен табаком, сегодня можно представить себе только умозрительно. Познакомить с табаком фуцзяньских купцов в Японии, мог, например, какой-нибудь японский житель Нагасаки, приобретший в 1570-х годах привычку курить у португальских торговцев. Это мог быть и некий францисканский монах, пересекший Тихий океан из Новой Испании в Манилу в середине 1580-х годов, который передал своим китайским знакомым знания о целебных свойствах табака. Могло это произойти и как результат сделки между предприимчивым фуцзяньским купцом, ободренным отменой ограничений на торговлю с Юго-Восточной Азией, с каким-нибудь манильским торговцем, обменявшим «данбагу» (так называли табак) на часть китайского груза. Короче говоря, любой из европейских или азиатских негоциантов, перемещавшихся между портами Востока и Юго-Востока Азии, вполне мог  первым завезти табак на Юго-Восточное побережье Китая. Так или иначе, но к началу 1600-х годов табак уже прочно зарекомендовал себя как товарная культура в прибрежной провинции Фуцзянь и некоторых районах провинции Гуандун. 

То, как конкретно происходил первоначальный обмен табаком, сегодня можно представить себе только умозрительно.

Самое первое письменное упоминание о выращивании табака в Китае появилось в книге «Лу шу» («Книга росы») Яо Ль, жителя уезда Путянь префектуры Синхуа (Фуцзянь), датируемой 1611 годом. В разделе о местных продуктах Путяня Яо Ль описал многие местные лекарственные растения, в том числе «странное» растение под названием данбагу родом с Лусона (Филиппины), которое выращивалось фермерами в Чжанчжоу с таким энтузиазмом, что «теперь табака стало больше в Чжанчжоу, чем на Лусоне, поэтому он экспортируются  в эту страну для продажи». Яо Ль отмечает, что эта трава была легко доступна для продажи в его родном районе. Действительно, уезды Чжанчжоу и особенно Сима, Чангтай и Пинхэ стал основными производителями  табака «Сима янь», широко известного на протяжении всего XVII века как один из лучших. Выращивание табака также началось в некоторых прибрежных районах Гуандуна, хотя табак не был здесь основной товарной культурой  вплоть до XVIII века. Наиболее важными рынками сбыта фуцзяньского табака были города Чжэ-Цзян и Цзянсуская область. Первоначально курение  в регионе Цзяннань было ограничено теми, кого презирала элита общества — странствующими торговцами, солдатами, бандитами и тому подобными, — но постепенно эта практика стала более модной среди местной знати. Изысканное курение становилось признаком принадлежности к определенному кругу людей.

Гравюра XIX века, изображающая китайца, курящего трубку. Двумя веками раньше китайский император объявил первый в стране запрет на курение табака.

Как только табак попал в Китай, его сразу же начали культивировать. Столичный чиновник Ян Шицун (1597-1648) отмечает в своих записях: «Последние двадцать лет многие крестьяне из окрестностей Пекина выращивают табак. Доход, который им приносит один му земли (китайская мера площади, равная 1/15 гектара), засеянный табаком, равен доходу, выручаемому с десяти му, засеянных пшеницей. Дошло до того, что крестьяне предпочитают сеять больше табака, чем пшеницы». Лучшим табаком считался «пьянящий дым» — так называли табак в провинции Фуцзянь. Спрос на него был особенно высок. Табак из Маньчжурии ценили меньше. Другой столичный житель тех времен сообщает, что табак из провинции Фуцзянь и табак из Маньчжурии были самыми дорогими сортами табака в Пекине. Этот же автор отмечает, что в городе можно было купить и более дешевый табак, который выращивали в других областях. Когда цитировавшийся нами Ян Шицун в 1642 году впервые приехал в Пекин, его удивило то, что продавцы табака «стояли на каждом углу». И это, несмотря на то, что в 1639 году вышел указ, предусматривавший наказание в виде обезглавливания за продажу в столице этой сомнительной, превращающей деньги в дым травы. Но национальный рынок производства и потребления табака, как и национальная традиция проведения досуга, уже сформировался, и никакие запреты не могли изменить ситуацию.

E-Goyomi (Курящая леди) Гравюра на дереве, предположительно принадлежащая Коринсаю , датируемая 1785–1790 годами.

Что касается Шанхая, то здесь первое время табак производили только для продажи на внешние рынки. Шанхайцы не спешили приобщаться к курению в том числе и из-за действий местных военных властей, которые объявили, что табак курят только разбойники, и запретили его потребление. В 1645 году в Шанхай вторглись войска новой маньчжурской династии. Е Мэнчжу, детство которого пришлось на 1640-е годы, время завоевания Китая маньчжурами, в своих записках, объединенных в сборник «Юэши бянь» («Обзор века»), пишет, что «табак курили все маньчжурские солдаты». Это оказало на экономику Шанхая молниеносное влияние: «Внезапно на каждом углу появились разносчики табачных листьев, плантаторы снова начали выращивать табак, доходы от его продажи увеличились вдвое». Те же изменения происходили повсюду в дельте реки Янцзы. История, рассказанная Е Мэнчжу, очень похожа на историю, поведанную его современником Вангом Пу из области на юго-востоке от Шанхая: «Во времена моего детства о табаке никто не слышал. В конце правления Чжу Юцзяня люди начали выращивать его повсеместно. Привычки внезапно изменились, курить стали все до одного, даже мальчики, еще не достигшие четырех футов роста». 

На гравюре 18 века изображена китайская семья за едой. Мать курит трубку, неся на спине ребенка.

Постепенно в Китае начал складываться табачный этикет. Автором правил, устанавливавших, когда, где и как надо и не надо курить был Лю Яо (1723-1785). В 1774 году он написал книгу под названием Яньпу («Справочник по курению»), в которой сообщается, что «в последнее время табак курят все без исключения». Лю подчеркивает, что курить нужно правильно. Ниже он перечисляет правила, которые должен соблюдать утонченный курильщик:

Утонченный курильщик не должен курить, когда слушает цитру (любимый музыкальный инструмент элиты), кормит журавлей (журавль — символ долголетия), размышляет или говорит о тонких материях, смотрит на цветущую сливу, а также когда лежит в постели с красивой женщиной. Он также не должен курить во время совершения ритуала и аудиенции у императора. Таким образом, знание того, когда можно курить, становилось еще одной составляющей искусства элегантной жизни. Кроме того, Лю Яо дает советы, которые не имеют прямого отношения к утонченному этикету: не курить, если страдаешь от мокрого кашля, если имеешь проблемы с дыханием, а также если твой гость не может позволить себе предложить тебе табак. Лю также предлагает ряд практических рекомендаций, которые понравились бы бабушке императора Канси: не раскуривать трубку, если идешь по опавшим листьям, катаешься на тростниковой лодке или находишься рядом с кипой старой бумаги.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей