Принцесса Никотин, или фея дыма

Автор еженедельной колонки

Princess Nicotine; or, the Smoke Fairy («Принцесса Никотин, или фея дыма») — пятиминутный немой фильм 1909 года, снятый Джеймсом Стюартом Блэктоном в студии Vitagraph, США.

Princess Nicotine; or, the Smoke Fairy («Принцесса Никотин, или фея дыма») — пятиминутный немой фильм 1909 года, снятый Джеймсом Стюартом Блэктоном

В фильме отдыхающий дома курильщик засыпает за столом. Откуда ни возьмись, появляются две озорные феи и начинают играть с его курительной трубкой.  Увидев это, он закрывает их в коробке из-под сигар. Затем достав из коробки цветок, мужчина обнаруживает в нем фею, курящую сигарету. Между героями фильма начинается озорная игра…

Фильм «Принцесса Никотин, или фея дыма» считается первым примером размещения рекламы табачных изделий (для сигарет и пуэрториканских сигар La Tuna Perfectos) в фильмах. В 2003 году он был включен в список 25 кинокартин, внесенных в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса за «культурную, историческую или эстетическую значимость».

Princess Nicotine; or, the Smoke Fairy («Принцесса Никотин, или фея дыма») — пятиминутный немой фильм 1909 года, снятый Джеймсом Стюартом Блэктоном

Зрители восхищались спецэффектами, изображающими  фей, взаимодействующих с объектами, намного большими, чем они сами. Эта странная, но очаровательная демонстрация ранних «трюковых эффектов» была сделана Дж. Стюартом Блэктоном, также стоявшим у истоков таких ранних шедевров анимации, как юмористические эпизоды «Смешных лиц» (1906) и «Дома с привидениями» (1907). Дж. Стюарт Блэктон, считающийся одной из самых важных фигур в ранней истории кино, выступил продюсером и, скорее всего, режиссером фильма. Блэктон специализировался на «фильмах с трюками» и оттачивал свое мастерство в ранних спецэффектах, создавая анимационные фильмы.  

Принцесса Никотин была снята Тони Гаудио, который использовал зеркала для достижения большой глубины резкости. Вероятно, фильм был вдохновлен фильмом Эмиля Коля «Ожившие спички» (1908), в котором были показаны оставленные кем-то спички, которые, казалось, двигались сами по себе. Блэктон и Гаудио также использовали скрытые провода, двойную экспозицию, гигантский реквизит и дым, чтобы фильм выглядел волшебным и сказочным. Еще в 1909 году «Принцесса Никотин» была высоко оценена за свои восхитительные спецэффекты — его называли «фильмом с изящными трюками», — и даже сегодня они выглядят на удивление хорошо сделанными.

Принцесса Никотин, или фея дыма

Вероятно, больше всего удивляют снимки крошечной феи на столе. На заднем плане было установлено зеркало, в котором отражалась актриса, создавая впечатление, что она лежит на столе. При этом актер продолжал глядеть на пустой стол, а актриса делала свое дело, стоя на платформе рядом с камерой. Для снимков феи в бутылке были использованы двойные экспозиции, и, конечно, для того, чтобы показать, как роза превращается в сигару, использована прекрасная последовательность стоп-кадра. Спички и сигареты холостяка волшебным образом прыгают в его коробку из–под сигар — представьте себе, сколько времени заняли всего эти несколько секунд у аниматоров. А ведь они еще пытались придать этой сигарете немного индивидуальности! Они могли бы легко ограничиться сценой превращения лепестков роз в сигару, например, но предпочли пройти лишние десять миль.

Стоп-кадр использовался и для других эффектов, таких, например, где кадр, где холостяк пытается схватить фею за руку и вместо этого вытаскивает розу из коробки для сигар. Возможно из-за увлечения эффектами камеры, не все обратили внимание на использованный при съемках огромный реквизит, помогающий создать иллюзию крошечных фей. А ведь с ним авторы проделали отличную работу! Достаточно приглядеться, например, к деталям раскрашенной трубки из кукурузного початка, или обратить внимание на то, что края коробки из-под сигар кажутся немного потертыми.

Princess Nicotine; or, the Smoke Fairy («Принцесса Никотин, или фея дыма»)

Фильм «Принцесса Никотин» был очень популярным в свое время и часто приводился как исключительный пример спецэффектов. Старейший научно-популярный американский журнал Scientific American, посвятивший специальную статью объяснению того, как был сделан фильм, восклицал: «Эффект «Принцессы Никотин» — это так поразительно, это не поддается объяснению для непосвященных!». Это укрепило статус Блэктона как одного из самых умных режиссеров своего времени и, без сомнения, вдохновило немало других специалистов по спецэффектам и потенциальных аниматоров.

Младшую фею сыграла Глэдис Хьюлетт (1986-1991), американская актриса немого кино из Аркейда. Ее карьера началась с раннего детства и продолжалась до середины 1930-х годов. Впервые она выступила на сцене в возрасте трех лет, а в кино дебютировала в возрасте семи лет. Ее мать была оперной певицей, а сама Глэдис также была и художницей. Она снималась в таких фильмах, как «Сон в летнюю ночь» (1909), «Железный конь» (1924), «Девушка из Миссури» (1934), «Приключения Алисы в стране чудес» (1910), «Ромео и Джульета» (1908), «Парижские тайны» (1922) и т.д. Самым известным фильмом актрисы является «Улицы иллюзий» 1917 года, в котором она снялась вместе с Ричардом Бартелмессом и Дж. Х. Гилмором.

Фильм «Принцесса Никотин» был очень популярным в свое время и часто приводился как исключительный пример спецэффектов.

Роль курящего «Холостяка» сыграл Пол Панцер (Paul Panzer 1872-1958) американский актер немецкого происхождения, который за свою долгую карьеру снялся в 333 фильмах. В частности, он появляется в таких классических фильмах, как «Касабланка», «Милдред Пирс» и «Незнакомцы в поезде». Наиболее известен по роли Кернера в сериале «Опасные похождения Полины». С 1934 по 1950 год Панцер работал по контракту с кинокомпанией Warner Brothers. Родился он в Вюрцбурге, Бавария, и умер в Голливуде, Калифорния.

Интересно, что в 1893 году знаменитая американская актриса Лилиан Рассел сыграла главную роль в комической опере, которая также называлась «Принцесса Никотин», о браке между привлекательным производителем сигарет и богатым табачным фермером. Ее партнершей по фильму была тогда еще новичок Мэри Дресслер.


Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.