По следам золотого Льва. Часть 4. Демут, да не тут

Автор еженедельной колонки

В предыдущей главе мы установили существование в США общества, ставившего своей задачей сохранение резных деревянных фигур индейцев, большинство которых использовалось табачными магазинами. Оставалось только понять, является ли упоминаемый в рассказе Аврама Джеймса Дэвидсона «Возьмем, "к примеру", деревянных индейцев» некий Демут, реальным историческим персонажем, и, если да, то имеет ли он отношение к интересующим нас сигарам «Золотой лев».
С этой задачей мы не без труда справились. Ключом для построения алгоритма дальнейших действий для нас послужил следующий отрывок из упомянутого рассказа:
«Дасти сказал, что эти люди из Общества Деревянных Индейцев, как нарисовало ему мрачное воображение, очень тщательно все расследовали. И пришли к сильнейшему и глубочайшему убеждению, что событием, погубившим деревянных индейцев и так ужасно изменившим историю Америки к худшему, явилось изобретение и введение в рыночное обращение индейцев, изготовленных из чугуна или цинка. Индейцев без души, без сердца, без красы, без жизни, которые, впрочем, никогда не изнашиваются и не требуют замены.



И их будут продавать настолько удачно, что из-за них погибнет деревянная резьба, а в то же время в людях пропадет привязанность к этим новым рекламным фигурам.
Чарли пришел в изумление: "Что ты, это было бы ужасно, Дасти... такое кого хочешь в самое сердце поразит! Чугун! Цинк! Но вот что я тебе скажу, если бы когда-нибудь какая-нибудь компания и натворила бы такое, есть всего одна, способная на это. "Демут". Вот кто. Я не ошибся?"»
Дасти опустил голову. Тихим прерывающимся голосом сказал: "Ты не ошибся".»
Как нам удалось выяснить, такая компания реально существовала. Называлась она The William Demuth & Co. и она действительно была крупнейшим поставщиком сначала деревянных а затем и цинковых фигур. Ее создателем и владельцем был Вильям (Вильгельм) Демут (1835-1911), который прославился в первую очередь своими курительными трубками, а также рекламными фигурами для табачных магазинов. Он производил еще и высоко ценимые коллекционерами трости, но эта часть его творчества нас интересует в меньшей степени.


Рекламное объявление The William Demuth & Co

Как и многие другие немецкие эмигранты, Вильям Демут прибыл в США в возрасте всего 16 лет, как говорят, без копейки в кармане (точнее без единого пенса). Перепробовав разные виды работ, он устроился, наконец, клерком в нью-йоркскую компанию, занимавшуюся импортными операциями с табаком. Однако уже в 1862 году ему удалось создать свою собственную фирму, специализировавшуюся на курительных трубках и аксессуарах, резных фигурах для сигарных магазинов, тростях и прочих резных изделиях.
Изделия Демутовой компании идентифицируется по торговой марке, состоящей из трех букв WDC, расположенных внутри перевернутого равнобедренного треугольника. Имя Вильяма Демута стало широко известно во многом благодаря так называемой Президентской серии пенковых трубок, отличавшихся особой точностью резных деталей. Появилась эта серия на свет в результате знакомства Вильяма с 20-м президентом США Джеймсом Абрамом Гарфилдом (James Abram Garfield) , большим знатоком трубок из пенки. В 1881 году в честь инаугурации Демут подарил ему две трубки. Одна из них изображала вновь испеченного президента, а другая его жену. Позже эта серия пополнилась фигурами, изображавшими других президентов США от Джона Адамса до Герберта Гувера. Всего в нее вошли 29 трубок (от 2-го до 30-го по счету президента США). Однако наибольшую известность Демуту принесла трубка «Columbus Landing in America», посвященная открытию Америки Колумбом. Этот шедевр из пенки длиною в 32 дюйма, на изготовление которого ушло целых два года, выставлялась даже на Всемирной колумбовой выставке (the World's Columbian Exposition), проходившей в Чикаго в 1893 году.
В 1897 году в компанию Вильяма Демута пришел работать Фердинанд Фейербах (Ferdinand Feuerbach), который уже к 1903 году стал управляющим производством. Считается, что именно он создал ставшими популярными серии трубок Royal Demuth и Hesson Guard Milano. В 1919 году Фердинанда переманил к себе Сэм Фрэнк (Sam Frank), хозяин фирмы S. M. Frank & Co., история которой охватывает полуторавековую историю производства трубок. Это старейший трубочный дом Америки. На сегодня это комбинация крупнейших трубочных имен Америки известных с начала 20-го столетия.
Когда в 1937 году городские власти Нью-Йорка уведомили компанию S.M. Frank & Co о необходимости освободить принадлежавшие ее фабрике земли для нужд города, Фрэнк договорился с Вильямом Демутом о слиянии компаний и о переводе всего трубочного производства на фабрику последнего. При этом Демутова компания становилась филиалом укрупненной компании. Демутовские трубки продолжали производиться до 1972 года, когда фирма Вильяма окончательно была ликвидирована. Однако его основной бренд Wellington предлагался в каталогах фирмы S.M. Frank & Co вплоть до 1976 года.




Что касается рекламных фигур, то действительно, принадлежавшая В. Демуту компания была долгое время основным дистрибутором деревянных индейцев. На нее работал даже такой признанный мастер резьбы по дереву, как Самуэль А. Робб (Samuel A. Robb). Но, начиная примерно с 1868 года, в связи с увеличившимся спросом Демут перешел на более рентабельные фигуры из цинка. Они изготовлялись в промышленных масштабах методом литья. Сначала такие фигуры изготовлялись по заказу компании, а в 1883 году Вильям Демут создал партнерство с фирмой M.J. Seeling & Co., владевшей литейным заводом в Бруклине.
Всего в портфеле компании было тринадцать типов цинковых фигур, которые очень быстро стали популярными среди торговцев. Понятно, что возник конфликт интересов, и для кого-то фамилия Демут могла стать синонимом зла. По нашему убеждению, именно этот конфликт и лег в основу рассказа Аврама Дэвидсона.
Вот, собственно и все, что можно рассказать о Вильяме Демуте, который оставил яркий след в мировой табачной истории. Как выяснилось, к сигарам «Золотой лев» он не имеет никакого отношения. Но…
Но связанные с его биографией изыскания позволили нам, наконец, взять правильный след!
Дело в том, что исследуя тему деревянных индейцев, мы наткнулись на очень интересный факт. Оказывается, согласно мнению некоторых специалистов, первая в Америке резная фигура в рекламных целях была установлена у самого старого из сохранившихся до наших дней табачных магазинов, который принадлежал … Демуту! Кристоферу Демуту, проживавшему в Ланкастере, Пенсильвания. Спрос на табак был столь высок, что город мог позволить себе наличие большого количества табачных заведений. Чтобы как-то выделиться, а главное привлечь к своему магазину внимание случайных прохожих он поставил у входа деревянную фигуру, вырезанную и раскрашенную его сыном Джоном. Резная фигура получила название «The Snuff Taker of Revolutionary Days» (Нюхарь революционных дней), или по-другому «Tobacco Seller» (Продавец табака). Эта оригинальная скульптура, сохранившаяся до наших дней, изображает мужчину в колониальной одежде, держащего в правой вытянутой руке табакерку, а в левой – пучок табачных листьев. На протяжении многих лет этот деревянный «революционер» приглашал всех любителей табака заглянуть в Демутов магазин. Это продолжалось до тех пор, пока один из очередных хозяев магазина не решил занести его от греха подальше внутрь помещения. Время состарило рекламную фигуру и сделало коллекционной редкостью.
Выбирая в качестве рекламы хорошо одетого джентльмена из высшего общества, Демут, возможно, хотел тем самым подчеркнуть свой статус и свою ориентацию на высшие слои курящего населения. Не маловажно и то, что он был первым в этом виде рекламы, которая позднее пышным цветом расцвела по всему миру. Впрочем, следует сделать оговорку: он был пионером этого восхитительного искусства в Америке. Приоритет же принадлежит, как мы уже отмечали, англичанам, которые еще в 1617 году стали обозначать свои табачные лавки резными фигурами индейцев и не только. Как Демут пришел к этой идее, не известно. Нет свидетельств тому, что он когда-либо посещал Европу. Но, он ведь мог слышать о таком виде рекламы от кого-нибудь другого. Так или иначе, но почему-то хочется верить, что он сам догадался об этом. Тем более, что его фигура коренным образом отличается от подавляющего большинства рекламных скульптур, использовавшихся американскими и европейскими табачниками.




Кстати, в ходе наших дальнейших изысканий выяснилось, что ошибаются даже великие. В разделе «Сигарной истории 1762-1862 гг.» Национального музея сигарной истории известного сигарного специалиста и коллекционера Тони Хаймана (Tony Hyman) есть такая запись в хронологии:
«1770  William Demuth opens tobacconist shop at 114 East King St., Lancaster, PA.».
Но, мы то с Вами уже знаем, что этот старейший в США табачный магазин был основан другим Демутом, а именно Кристофером Демутом. Как такой мастеровитый знаток сигар мог ошибиться? Возможно, Хаймана подвел, тот же факт, что и нас, а именно то, что и это имя теснейшим образом связано с табачной историей.
Чтобы снять все сомнения, займемся вплотную личностью Кристофера Демута. Очень хочется верить, что мы на правильном пути.
(Продолжение следует)

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.