По следам золотого Льва ( часть 3 )

Автор еженедельной колонки

Деревянные индейцы против Демута

В прелюдии к основному повествованию мы начали расследование в отношении людей, носивших фамилию Демут. В поисках следов «Золотого льва», мы заглянули ненадолго в историю России, но поняв, что  версия о возможной причастности русского купца Филиппа-Якоба Демута к интересующему нас делу на данной стадии не оправдывается и требует дополнительных изысканий, мы сделали крутой разворот и отправились в Новый Свет. А началось все с увиденной на одном из аукционов пустой коробки от сигар «Golden Lion» (Золотой Лев)…

Старинная коробка сигар "Золотой Лев"

Действительно, имя это сразу привлекло мое внимание, так как редкое для меня сочетание красочной этикетки с неизвестным доселе производителем сигар не могло не вызвать интереса. Первый же заход в Интернет подтвердил его обоснованность. Я столкнулся с целой россыпью  замечательных фактов, прямо или косвенно связанных с фамилией Демут. К сожалению, российский след не оправдал наших ожиданий, но появилось новое, не менее интригующее направление – Америка. Сюда мы отправились после того, как в руки мне попался сборник рассказов Аврама Джеймса Дэвидсона (Avram James Davidson), американского писателя, автора почти двух десятков романов, около трех сотен рассказов и повестей, а также эссе и статей.

В его рассказе, написанном в блистательном стиле фэнтези,  «Возьмем, "к примеру", деревянных индейцев» (Take wooden Indians), я натолкнулся неожиданно для себя на такой пассаж:

«Дасти повернулся к старому мастеровому. "Чарли,  -  медленно  заговорил он, словно не успел до конца подобрать слова, - не слыхать ли чего  насчет Демута?"

  Чарли скорчил гримасу: "Что  бы  ты  хотел  услыхать  об  этой  мерзкой конторе толкачей?"»

Дальше – больше:

 « - Майор Хеннаберри, сэр, -  решительно  сказал  он,  - мы  еще  побьем  Демута.  Помните,  вы  сами  говорили  о  могуществе  рекламы,  когда  вышел каталог? Мы нанесем сокрушительный удар по  их  металлическим  монстрам  и поставим по деревянной фигуре краснокожего на углу каждой улицы в Америке!».

А вот уже совсем устрашающее:

«Дон заметил, что его собственные мысли  опять  заняты обществом Деревянных Индейцев. Дервентуотер,  заканчивающий  каждую  речь словами: "Delendo est Demuth's!" [Конец  Демуту! (лат.)]  Гамперт  и  его вечное:  "Всего  лишь  брусок  динамита,  Дон,  всего  один!" Рычание Де Джиованетти: "Дай нам уравнение, и мы сами все сделаем!"».

Что за монстр такой «Демут»? Почему столько агрессии в его адрес? Кому он сумел насолить? И, в конце концов, о ком идет речь? Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось серьезно покопаться в американской истории. Хотя я прекрасно сознавал, что в моих руках плод воображения искушенного фантаста, все же мысль о том, что что-то  должно было послужить основой для такого неординарного сюжета, не покидала меня. Главное, я надеялся, что это приблизит меня к разгадке тайны «Золотого льва».

Статуя деревянного индейца перед сигарным магазином 

А сюжет рассказа, если лишить его фантастической обертки, по сути, прост: некто Дон Бенедикт был хорошим резчиком по дереву, и некоторые даже называли его скульптором, работающим по дереву. Он пытался возродить старое ремесло – изготовление рекламных деревянных фигур краснокожих индейцев, которые когда-то стояли возле каждого табачного магазина. Многие считали, что упадок этого национального ремесла стал поворотным пунктом в истории Америки, а потому создали «Общество деревянных индейцев», чтобы исправить эту историческую ошибку.

В рассказе это раскрывается в следующем диалоге:

«Дасти спросил: "Ну, а ты никогда не задумывался о значении деревянных индейцев для истории Америки?"

  Старик почесал пушистую бакенбарду на левой щеке.  "Черт  побери,  экиевозвышенные речи, - сказал он с некоторой подозрительностью. -  Хм-м.  Ну, что я могу тебе сказать - истории, а? - разве что рекламные фигуры  для табачных  магазинов  или  еще  там  каких  стали  делать  из-за   парового двигателя. Точно. Мы, старики, все начинали тут, на  Южной  улице,  резали носовые  фигуры  для  парусников.  Примерно  в  то  время,  когда  старина Хеннаберри получил чин майора в  отделении  Коммерческих  Зуавов,  ну,  ты знаешь, которые охраняли Нью-Йорк от мексиканцев. Да, сэр. Но когда пришел пар, носовые фигуры ушли. Что ж, это был еще не конец света".

  И он рассказал о том, как он сам и его товарищи  по  ремеслу  приложили свои умения в области изготовления рекламных фигур, являвшегося до тех пор делом довольно-таки случайным. "История, а?  Ну,  мне  такое  приходило  в голову: вроде бы  странно,  чем  меньше  становится  живых  индейцев,  тем сильней прибывает деревянных. Но ты вообще зачем спрашиваешь, Дасти?"

  Тщательно  подбирая  слова,  Дасти  предложил  Чарли  представить  себе некоторое время в далеком  будущем,  когда  деревянных  индейцев  -  любые рекламные фигуры - перестанут вырезать из дерева.   Когда их, собственно говоря, на долгое время совсем  позабудут,  и  они превратятся в совершеннейшую редкость.  Но  постепенно  интерес  к  вождям возродится, и люди станут их коллекционировать, будто это  древние  статуи из мрамора, и попытаются узнать о них все, что можно.

  И вот, некоторых из  таких  коллекционеров,  назвавших  себя  Обществом Деревянных Индейцев, повергла в печаль мысль о повороте истории, заставшем врасплох деревянные фигуры, которые успели им полюбиться. Они заявили, что упадок и гибель  этого  национального  вида  ремесел  является  поворотным пунктом в истории Америки.

  - Как будто, Чарли, как будто  тогда  полностью  пришел  конец  прежнимвременам, -  продолжал  Дон,  -  славным  прежним  временам,  национальные ремесла и национальная целостность потерпели окончательное поражение перед лицом новых, злых сил индустриализации. Они все думали об этом,  и  в  них накапливалась горечь, и мысли их становились  все  мрачней.  Пока  они  не принялись наконец строить замыслы о том, как бы отменить происшедшее.  Они считали так; если бы они смогли путешествовать из своего  времени  в  наше время, как мы ездим отсюда, скажем, в Бруклин...

  Что из этого сможет понять Чарли? Вероятно, не следовало и пытаться.

  Дон Дасти заговорил быстрее: "Если бы им удалось перенестись  в  данныйпериод времени, они смогли бы уберечь деревянных  индейцев  от  гибели.  И тогда огромные перемены к худшему никогда бы не произошли. Старые  времена и нравы не претерпели бы изменений  или,  по  крайней  мере,  менялись  бы медленно".

  - Ты хочешь сказать, им взбрело в голову, будто они,  вероятно,  сумеют изменить ход истории Америки, если им удастся изменить то, что случилось с деревянными индейцами?

  Дасти кивнул.

  Чарли рассмеялся: "Ну, они просто сумасшедшие, то есть были бы, если бы такие люди вообще существовали, верно? Потому что никак невозможно..."».

Невозможно? Дудки! В Америке все  возможно! Кажется, мне все-таки удалось найти факты из реальной истории, которыми гениально воспользовался  Аврам Дэвидсон.

Невероятно, но факт: «Общество деревянных индейцев» действительно существовало! Только называлось оно иначе: Association for the Preservation of the Cigar Store Indian.  И одним из его создателей был не кто иной, как  Сэм МакКелви (Sam McKelvie, 1881 – 1956 гг.), двадцатый губернатор штата Небраска.  

Сэм МакКелви (Sam McKelvie)


Что касается значения «деревянных индейцев» для истории США, то это вопрос отдельного исследования. В нашем случае ограничимся лишь некоторыми фактами. Для начала нужно разобраться с самим названием, в котором, как вы заметили, есть очень важное для нас указание на сигары. А для этого необходимо окунуться опять-таки в историю.

Большинство источников указывают на то, что впервые резные деревянные фигуры появились у табачных лавок  в 1617 году в Англии. Они получили название «VirginianMen», что связано с английской колонией Джеймстаун (Jamestown), созданной в Новом Свете в 1610 году на земле, названной Вирджиния в честь королевы «девственницы» Елизаветы. Именно здесь английскими колонистами были созданы первые табачные плантации, с которых табак стал поставляться на Туманный Альбион. Резные фигуры этих «виргинцев» обозначали места, где предприимчивые англичане стали продавать диковинный товар. Их создатели в большинстве своем имели слабое представление о том, как выглядят настоящие индейцы, поэтому «виргинцы» чаще всего были похожи или на европейцев с головными уборами и кильтами из табака, или на чернокожих рабов. Последних называли «Black boys».

Широкое распространение такие фигуры получили, во-первых в связи с растущей популярностью табака, а, во-вторых, в связи с безграмотностью большей части населения того времени. Это было самым простым способом завлечь покупателя. Также поступали, например, парикмахеры и булочники, правда, они использовали в этих целях объемные вывески.

По мере того, как совершенствовалось представление англичан о реальном облике американских аборигенов, фигуры приобретали все более адекватный вид. При этом они изготовлялись нередко в полный человеческий рост. Позднее их можно было увидеть и на носу кораблей, осуществлявших перевозку табака из Америки в Европу. Распростертыепод бушпритом и устремленные вперед, они была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Такие фигуры нередко служили платой высококлассных резчиков по дереву за переезд в Новый Свет. Так, видимо,  первые образцы деревянных индейцев вместе с их создателями и  очутились в Америке.

Идея использовать деревянные фигуры в рекламных целях была воспринята и получила широкое распространение. Со временем деревянные индейцы  стали в США неотъемлемым атрибутом табачных лавок. Как уже отмечалось выше, их главное предназначение было привлекать внимание прохожих к тому, что в данном заведении продаются табачные изделия. Помимо всеобщей безграмотности, поводом для их использования послужила разноязычность местного населения. До наших же дней эти фигуры сохранились уже как образцы высочайшего искусства, превратившись в редчайшие объекты коллекционирования. Отдельные экземпляры сегодня могут стоить сотни тысяч долларов! Конечно, справедливее было бы назвать их «Tobacco Store Indians», но по непонятной причине за ними закрепилось название, ассоциированное именно с сигарами: «Cigar Store Indians». Возможно, это связано с тем, что их использование наиболее широко распространилось в «золотой» век сигар.  



У деревянных фигур было немало разновидностей. Сошлемся на уже цитировавшегося нами Аврама Дэвидсона:

«Лицо  м-ра  Уайта  просветлело.  "Вы   тоже   увлекаетесь   деревяннымииндейцами? - воскликнул он. - Да-да, у меня  и  вправду  были  две  фигуры краснокожих Милларда и один из его помпейчиков..."

  Уолт загоготал: "Кто такие краснокожие и помпейчики?"

  - Краснокожий - это фигура  индейского  вождя  с  простертой  рукой,  - сказал Дон. - Помпейчик - это мальчишка-негр.

  - Розанчик, - с радостью принялся развивать эту тему м-р  Уайт,  -  это фигура скво. Скаут держит руку щитом над глазами».

Этим список не ограничивается.

Но, все-таки, причем здесь Демут?

 

(Продолжение следует)

Комментарии пользователей

Krutiminink
27.06.2020 в 10:17

Размещение ваших ссылок на ваш сайт в Яндекс Коллекции.
Эти ссылки размещенные в Яндекс коллекциях влияют на рост позиций, рост трафика и вероятность повышения ИКС и никаких санкций от поисковиков.
Это будут внешние ссылки на ваш сайт с Яндекса, плюс возможно увеличение посетителей с Яндекс коллекций.

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.

Автор: Cigarday.ru
Феномен Hoyo de Monterrey

В 2014 году случилось необычное: компания Habanos S.A. в связи с релизом сигары Hoyo de Monterrey Le Hoyo de San Juan впервые раскрыла конкретное происхождение табаков. Листья секо и воладо в мешке происходят исключительно из Сан-Хуан-и-Мартинес, старого дома этого традиционного кубинского бренда. Таким образом, ценители сигар имеют возможность открыть для себя вкусовые характеристики табаков из этой конкретной зоны производства. Широкий спектр влияния на вкус сигары здесь намеренно расширен за счет добавления фактора «терруар».