Деревянные индейцы против Демута
В прелюдии к основному повествованию мы начали расследование в отношении людей, носивших фамилию Демут. В поисках следов «Золотого льва», мы заглянули ненадолго в историю России, но поняв, что версия о возможной причастности русского купца Филиппа-Якоба Демута к интересующему нас делу на данной стадии не оправдывается и требует дополнительных изысканий, мы сделали крутой разворот и отправились в Новый Свет. А началось все с увиденной на одном из аукционов пустой коробки от сигар «Golden Lion» (Золотой Лев)…
/5c3e5c4a-0eb5-4627-8299-0ce025ea4c7e.jpeg)
Старинная коробка сигар "Золотой Лев"
Действительно, имя это сразу привлекло мое внимание, так как редкое для меня сочетание красочной этикетки с неизвестным доселе производителем сигар не могло не вызвать интереса. Первый же заход в Интернет подтвердил его обоснованность. Я столкнулся с целой россыпью замечательных фактов, прямо или косвенно связанных с фамилией Демут. К сожалению, российский след не оправдал наших ожиданий, но появилось новое, не менее интригующее направление – Америка. Сюда мы отправились после того, как в руки мне попался сборник рассказов Аврама Джеймса Дэвидсона (Avram James Davidson), американского писателя, автора почти двух десятков романов, около трех сотен рассказов и повестей, а также эссе и статей.
В его рассказе, написанном в блистательном стиле фэнтези, «Возьмем, "к примеру", деревянных индейцев» (Take wooden Indians), я натолкнулся неожиданно для себя на такой пассаж:
«Дасти повернулся к старому мастеровому. "Чарли, - медленно заговорил он, словно не успел до конца подобрать слова, - не слыхать ли чего насчет Демута?"
Чарли скорчил гримасу: "Что бы ты хотел услыхать об этой мерзкой конторе толкачей?"»
Дальше – больше:
« - Майор Хеннаберри, сэр, - решительно сказал он, - мы еще побьем Демута. Помните, вы сами говорили о могуществе рекламы, когда вышел каталог? Мы нанесем сокрушительный удар по их металлическим монстрам и поставим по деревянной фигуре краснокожего на углу каждой улицы в Америке!».
А вот уже совсем устрашающее:
«Дон заметил, что его собственные мысли опять заняты обществом Деревянных Индейцев. Дервентуотер, заканчивающий каждую речь словами: "Delendo est Demuth's!" [Конец Демуту! (лат.)] Гамперт и его вечное: "Всего лишь брусок динамита, Дон, всего один!" Рычание Де Джиованетти: "Дай нам уравнение, и мы сами все сделаем!"».
Что за монстр такой «Демут»? Почему столько агрессии в его адрес? Кому он сумел насолить? И, в конце концов, о ком идет речь? Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось серьезно покопаться в американской истории. Хотя я прекрасно сознавал, что в моих руках плод воображения искушенного фантаста, все же мысль о том, что что-то должно было послужить основой для такого неординарного сюжета, не покидала меня. Главное, я надеялся, что это приблизит меня к разгадке тайны «Золотого льва».
/8f6f5184-b998-4176-8f88-8d5805aa843b.jpeg)
Статуя деревянного индейца перед сигарным магазином
А сюжет рассказа, если лишить его фантастической обертки, по сути, прост: некто Дон Бенедикт был хорошим резчиком по дереву, и некоторые даже называли его скульптором, работающим по дереву. Он пытался возродить старое ремесло – изготовление рекламных деревянных фигур краснокожих индейцев, которые когда-то стояли возле каждого табачного магазина. Многие считали, что упадок этого национального ремесла стал поворотным пунктом в истории Америки, а потому создали «Общество деревянных индейцев», чтобы исправить эту историческую ошибку.
В рассказе это раскрывается в следующем диалоге:
«Дасти спросил: "Ну, а ты никогда не задумывался о значении деревянных индейцев для истории Америки?"
Старик почесал пушистую бакенбарду на левой щеке. "Черт побери, экиевозвышенные речи, - сказал он с некоторой подозрительностью. - Хм-м. Ну, что я могу тебе сказать - истории, а? - разве что рекламные фигуры для табачных магазинов или еще там каких стали делать из-за парового двигателя. Точно. Мы, старики, все начинали тут, на Южной улице, резали носовые фигуры для парусников. Примерно в то время, когда старина Хеннаберри получил чин майора в отделении Коммерческих Зуавов, ну, ты знаешь, которые охраняли Нью-Йорк от мексиканцев. Да, сэр. Но когда пришел пар, носовые фигуры ушли. Что ж, это был еще не конец света".
И он рассказал о том, как он сам и его товарищи по ремеслу приложили свои умения в области изготовления рекламных фигур, являвшегося до тех пор делом довольно-таки случайным. "История, а? Ну, мне такое приходило в голову: вроде бы странно, чем меньше становится живых индейцев, тем сильней прибывает деревянных. Но ты вообще зачем спрашиваешь, Дасти?"
Тщательно подбирая слова, Дасти предложил Чарли представить себе некоторое время в далеком будущем, когда деревянных индейцев - любые рекламные фигуры - перестанут вырезать из дерева. Когда их, собственно говоря, на долгое время совсем позабудут, и они превратятся в совершеннейшую редкость. Но постепенно интерес к вождям возродится, и люди станут их коллекционировать, будто это древние статуи из мрамора, и попытаются узнать о них все, что можно.
И вот, некоторых из таких коллекционеров, назвавших себя Обществом Деревянных Индейцев, повергла в печаль мысль о повороте истории, заставшем врасплох деревянные фигуры, которые успели им полюбиться. Они заявили, что упадок и гибель этого национального вида ремесел является поворотным пунктом в истории Америки.
- Как будто, Чарли, как будто тогда полностью пришел конец прежнимвременам, - продолжал Дон, - славным прежним временам, национальные ремесла и национальная целостность потерпели окончательное поражение перед лицом новых, злых сил индустриализации. Они все думали об этом, и в них накапливалась горечь, и мысли их становились все мрачней. Пока они не принялись наконец строить замыслы о том, как бы отменить происшедшее. Они считали так; если бы они смогли путешествовать из своего времени в наше время, как мы ездим отсюда, скажем, в Бруклин...
Что из этого сможет понять Чарли? Вероятно, не следовало и пытаться.
Дон Дасти заговорил быстрее: "Если бы им удалось перенестись в данныйпериод времени, они смогли бы уберечь деревянных индейцев от гибели. И тогда огромные перемены к худшему никогда бы не произошли. Старые времена и нравы не претерпели бы изменений или, по крайней мере, менялись бы медленно".
- Ты хочешь сказать, им взбрело в голову, будто они, вероятно, сумеют изменить ход истории Америки, если им удастся изменить то, что случилось с деревянными индейцами?
Дасти кивнул.
Чарли рассмеялся: "Ну, они просто сумасшедшие, то есть были бы, если бы такие люди вообще существовали, верно? Потому что никак невозможно..."».
Невозможно? Дудки! В Америке все возможно! Кажется, мне все-таки удалось найти факты из реальной истории, которыми гениально воспользовался Аврам Дэвидсон.
Невероятно, но факт: «Общество деревянных индейцев» действительно существовало! Только называлось оно иначе: Association for the Preservation of the Cigar Store Indian. И одним из его создателей был не кто иной, как Сэм МакКелви (Sam McKelvie, 1881 – 1956 гг.), двадцатый губернатор штата Небраска.
/Cigar_man.jpeg)
Сэм МакКелви (Sam McKelvie)
Что касается значения «деревянных индейцев» для истории США, то это вопрос отдельного исследования. В нашем случае ограничимся лишь некоторыми фактами. Для начала нужно разобраться с самим названием, в котором, как вы заметили, есть очень важное для нас указание на сигары. А для этого необходимо окунуться опять-таки в историю.
Большинство источников указывают на то, что впервые резные деревянные фигуры появились у табачных лавок в 1617 году в Англии. Они получили название «VirginianMen», что связано с английской колонией Джеймстаун (Jamestown), созданной в Новом Свете в 1610 году на земле, названной Вирджиния в честь королевы «девственницы» Елизаветы. Именно здесь английскими колонистами были созданы первые табачные плантации, с которых табак стал поставляться на Туманный Альбион. Резные фигуры этих «виргинцев» обозначали места, где предприимчивые англичане стали продавать диковинный товар. Их создатели в большинстве своем имели слабое представление о том, как выглядят настоящие индейцы, поэтому «виргинцы» чаще всего были похожи или на европейцев с головными уборами и кильтами из табака, или на чернокожих рабов. Последних называли «Black boys».
Широкое распространение такие фигуры получили, во-первых в связи с растущей популярностью табака, а, во-вторых, в связи с безграмотностью большей части населения того времени. Это было самым простым способом завлечь покупателя. Также поступали, например, парикмахеры и булочники, правда, они использовали в этих целях объемные вывески.
По мере того, как совершенствовалось представление англичан о реальном облике американских аборигенов, фигуры приобретали все более адекватный вид. При этом они изготовлялись нередко в полный человеческий рост. Позднее их можно было увидеть и на носу кораблей, осуществлявших перевозку табака из Америки в Европу. Распростертыепод бушпритом и устремленные вперед, они была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Такие фигуры нередко служили платой высококлассных резчиков по дереву за переезд в Новый Свет. Так, видимо, первые образцы деревянных индейцев вместе с их создателями и очутились в Америке.
Идея использовать деревянные фигуры в рекламных целях была воспринята и получила широкое распространение. Со временем деревянные индейцы стали в США неотъемлемым атрибутом табачных лавок. Как уже отмечалось выше, их главное предназначение было привлекать внимание прохожих к тому, что в данном заведении продаются табачные изделия. Помимо всеобщей безграмотности, поводом для их использования послужила разноязычность местного населения. До наших же дней эти фигуры сохранились уже как образцы высочайшего искусства, превратившись в редчайшие объекты коллекционирования. Отдельные экземпляры сегодня могут стоить сотни тысяч долларов! Конечно, справедливее было бы назвать их «Tobacco Store Indians», но по непонятной причине за ними закрепилось название, ассоциированное именно с сигарами: «Cigar Store Indians». Возможно, это связано с тем, что их использование наиболее широко распространилось в «золотой» век сигар.
/Indian_wood_man.jpeg)
У деревянных фигур было немало разновидностей. Сошлемся на уже цитировавшегося нами Аврама Дэвидсона:
«Лицо м-ра Уайта просветлело. "Вы тоже увлекаетесь деревяннымииндейцами? - воскликнул он. - Да-да, у меня и вправду были две фигуры краснокожих Милларда и один из его помпейчиков..."
Уолт загоготал: "Кто такие краснокожие и помпейчики?"
- Краснокожий - это фигура индейского вождя с простертой рукой, - сказал Дон. - Помпейчик - это мальчишка-негр.
- Розанчик, - с радостью принялся развивать эту тему м-р Уайт, - это фигура скво. Скаут держит руку щитом над глазами».
Этим список не ограничивается.
Но, все-таки, причем здесь Демут?
(Продолжение следует)
Размещение ваших ссылок на ваш сайт в Яндекс Коллекции.
Эти ссылки размещенные в Яндекс коллекциях влияют на рост позиций, рост трафика и вероятность повышения ИКС и никаких санкций от поисковиков.
Это будут внешние ссылки на ваш сайт с Яндекса, плюс возможно увеличение посетителей с Яндекс коллекций.