По следам золотого Льва. Часть 6

Автор еженедельной колонки

Здесь я вынужден сделать отступление. Поговорим более обстоятельно о моравских корнях Кристофера Демута. Для нас это имеет большое значение.

Предки Кристофера Демута были среди тех протестантских пиетистов, кто в начале восемнадцатого столетия нашли убежище от католического преследования в поместье Гернгут, созданном графом Цинцендорфом в Саксонии.

Николай Людвиг фон Цинцендорф и Поттендорф
Николай Людвиг фон Цинцендорф и Поттендорф

Моравские братья, полагая, что на них была возложена миссия распространять  евангелие (благую весть) во всем мире,  начали свою миссионерскую работу всерьез в 1730-х. Одной из уникальных черт моравского миссионерского движения, позволившей ему иметь большой процент миссионеров, служивших за рубежом, было то, что все миссионеры должны были по положению обеспечивать себя сами. Движение моравских братьев являлось движением, возникшим из среды мастеровых. Им казалось естественным, что миссионеры должны воспользоваться своей профессией во время жизни за границей. Моравские братья-миссионеры считали добровольные пожертвования явно недостаточными для финансового обеспечения задачи всемирного евангелизма. Поэтому единственным выходом для христиан, желавших стать миссионерами, было продолжать заниматься своим ремеслом.

Моравские братья
Моравские братья

Родители Кристофера Демута, Готтхард (Gotthard) и Реджина (Regina) Демут, которые скрепили свой брачный союз в Гернгуте в 1727 году, были частью этого движения.  Они были среди тех, кто создавал первое Моравское поселение в британской Северной Америке в Саванне (Savannah), Джорджия. Готтхард, столяр-краснодеревщик, входил в состав первого контингента из десяти мужчин, которые приплыли в Джорджию 7 апреля 1735. Регина прибыла в Саванну 23 февраля 1736 со второй группой моравских братьев, состоявшей из двадцати пяти мужчин и женщин.

По разным причинам Моравскому поселению в Джорджии не сопутствовал успех. Внутри общины возникли серьезные разногласия. По мере того, как ситуация ухудшалась, несколько поселенцев возвратились в Европу, но большая часть предпочла переместиться в пацифистскую Пенсильванию, где правили квакеры, и где уже проживало достаточно много немецко-говорящих поселенцев. В 1737 или 1738, Готтхард и Реджина Демут одними из первых  оставили Джорджию. Они временно переехали в Нью-Йорк, но, в конечном счете, осели в Джермантауне (Germantown), Пенсильвания. Здесь они построили дом, где у них родились два сына: Кристоф (Christoph) (19 сентября, 1738), и Кристьян  (26 декабря, 1740). При этом  Демуты оставались  членами обновленной Unitas Fratrum. Они поддерживали тесные  связи с моравским поселением Вифлеем, Пенсильвания, основанным в 1741 году после провала общины в Саванне.

                                                      Герб моравского движения 


На первом заседании Совета Общины, состоявшемся 25 июня 1742 года в Вифлееме,  граф Цинциндорф причислил Демутов к домашней конгрегации (Hausgemeine). Хотя члены этой конгрегации обычно жили в Вифлиеме (в отличие от миссионеров) Демуты решили остаться в Джермантауне. Теме не менее они вынуждены были периодически посещать Вифлеем, так как Готтхард, как краснодеревщик,  нашел там применение своему мастерству. Кроме того он участвовал в строительстве и ремонте местной лесопилки.

            Жизнь семейства Демутов драматическим образом изменилась после смерти 12 декабря 1744 года Готтхарда. Уже через две недели после похорон Реджина с двумя сыновьями переехала в Вифлеем. Согласно действовавшему порядку община была разделена по возрастному и гендерному принципу на группы, так называемые  «choirs», члены которых жили и работали вместе. Поэтому Реджина поселилась в Доме Вдов, а Кристофер и Кристиан были определены в Группу мальчиков. В 1747 году Реджина Демут вновь вышла замуж за овдовевшего сапожника Давида Таннебергера (David Tanneberger). После его смерти она оставалась жить в Вифлееме, где и умерла в феврале 1774 года.

Кристофер Демут был крещен в Вифлееме в 1745 году. В июне того же года он с братом Кристианом поступил в      новую моравскую школу Mount Frederick School, открывшуюся в городе Фредерик графства Монтгомери. Однако школа просуществовала всего пять лет, и братья вынуждены были вернуться в Вифлеемскую общину. К 1755 году Кристиан Демут переехал в моравскую общину  Кристианбрунн, Пенсильвания. Там он женился на Марии Магдалене Стотц (Maria Magdalena Stotz). Умер Кристиан 10 сентября 1781 года в другой моравской общине, которая находилась в Хоупе, Нью-Джерси (Hope, New Jersey).

Между тем, Кристофер оставался в Вифлееме. Он работал подмастерьем столяра Джона Рихтера (John Richter) и помогал строить одну из мельниц. Как известно, моравские братья славились своей любовью к музыке. Не был исключением и Кристофер. Он играл на тромбоне на богослужениях. Однако размеренная и подверженная строгому порядку жизнь в Вифлееме не устраивала Демута. Даже переход на рыночные отношения не исправил положения. В частности, Кристофера не устраивала плата за его труд. В 1764 году он потребовал, чтобы ему платили сдельно, а не выплачивали еженедельную зарплату. Это требование было в жесткой форме отклонено старейшинами общины. Они посчитали, что Демут хотел работать самостоятельно, но не был к этому готов. Проблемы продолжались, и в 1766 году Кристофер покинул Вифлеем. Какое-то время он метался в поисках пристанища, но в 1767 году он был прощен старейшинами, которые согласились вернуть его в лоно Церкви и предложили самому выбрать общину для дальнейшего проживания. Это могла быть любая община, кроме Вифлеема.

Демут выбрал Ланкастер. Сюда он переехал на постоянное место жительства в мае 1767 года. Его привлекла царившая в городе деловая атмосфера, а также то, что здесь было много немецко-говорящих жителей. Несмотря на то, что Ланкастер изначально был пристанищем моравской общины, здесь проживало и немало представителей других религий. Это существенно отличало его от Вифлеема, где жить разрешалось только членам братства.

Хотя Демут чувствовал  себя как дома в этой среде, он, возможно, был в шоке от отношения к себе некоторых поселенцев Ланкастера, так как, в те годы, моравские братья не были еще особенно популярны. В 1740-х годах моравские братья в отдельных местах еще встречались враждебно, и даже были случаи, когда против них чинилось насилие во время проповедей. Не было единства и внутри самой общины. Впрочем, это не мешало Кристоферу сохранять свою связь с Моравской Церковью. Быстро освоиться в новой обстановке и «вжиться» в деловую среду Ланкастера ему помогла во многом  женитьба на Элизабет Хартаффель (Elizabeth Hartaffel), семья которой проживала здесь с 1749 года. Их свадьба состоялась 8 ноября 1767 года.

Как мы уже писали, отцом Элизабет был Роберт Хартаффель, родившийся 27 февраля 1717 года в Лейдеке, Дармштадт (Leidek, Darmstadt). Мать, София Эккерт (Sophia Eckert), родилась 20 февраля 1725 года в Фрайдберге, Будишайн (Friedberg, Budishein). Они поженились в Германии в 1744 году, а 18 апреля 1746 года у них родилась Элизабет. Вскоре всем семейством они отбыли в Америку. Сначала они обосновались в Филадельфии, а затем  перебрались в Ланкастер.

Роберт Хартаффель был изначально строителем и настройщиком органов. Еще в Европе он создавал клавикорды для моравской «School of Prophets» в Мариенборне (Marienborn). Он продолжил эту работу и в Америке. В частности, в 1751 году он  отремонтировал церковный орган в Вифлееме. В 1756 году Хартаффель получил заказ на строительство нового органа от ланкастерской общины. Однако, в связи с тем, что в 1762 году тот все еще не был закончен, Хартаффеля лишили подряда и передали его другому мастеру. Возможно, это и послужило поводом для того, чтобы поменять профессию. Так или иначе, но с 1763 года Хартаффель  числился в налоговом реестре уже как торговец табаком.   Ну а с 1773 года в таком же качестве был зарегистрирован впервые и его зять Кристофер Демут.

Комментарии пользователей

Улан-Уде, Байкал, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск (видео)

Михаил Лиханов и Cigarday.ru продолжают большое путешествие Сигарный путь Владивосток - Санкт-Петербург! Фото и видео рассказы о городах и сигарах.