В Европе прообраз современных сигарет появился в XVII веке в Севилье, которая стараниями испанского короля Филиппа III превратилась в центр производства сигар. Бедняки собирали окурки сигар, смешивали оставшийся табак и закручивали его в обрывки бумаги. Так родились сигареты или «маленькие сигары». Благодаря испанским и португальским морякам этот способ курения распространился в России и достиг берегов Турции. Во время Французской революции ее сторонники курили только их, подчеркивая тем самым свое «демократическое» происхождение. Во время Крымской войны 1854–1856 гг., благодаря контактам с французскими и турецкими солдатами, английские военные впервые знакомятся с сигаретами и убеждаются в их дешевизне и удобстве для курения.
Вскоре их ручное производство начинается и в Англии. На табачной арене появляется множество компаний, некоторым из которых позднее предстоит заявить о себе на весь мир. В это же время на рынке появляются спички, использование которых сделало курение еще более доступным и удобным. Но сигареты все еще не пользуются большой популярностью, а продаются как побочный продукт.
В то время как англичане осваивают новый бизнес, по другую сторону Атлантики идет Гражданская война. Северяне, в чьих городах начинают появляться сигареты, вступая в контакт с южанами, знакомят их с новым способом употребления табака. Таким образом сигареты распространяются практически по всей территории США. Но им пока еще трудно конкурировать с традиционной табачной продукцией. Большинство американских курильщиков предпочитает жевать табак, курить трубку или сигары. Сигареты воспринимаются ими пока как дорогой и непривычный продукт.
В большинстве случаев фирмы, которые позже стали доминировать в отрасли, начали производство сигарет как продолжение уже существующего табачного бизнеса. Например, Фрэнсис С. Кинни, основатель компании Kinney Tobacco Co. из Нью-Йорка, перешел на выпуск сигарет в 1869 году в качестве дополнения к своему бизнесу, связанному с производством курительного табака. Уильям Кимбалл (William Kimball), президент W. S. Kimball & Co. из Рочестера, начал производство табака еще во время Гражданской войны, а сигареты стал производить только в 1876 г. Позже его компания стала одним из крупнейших производителей в этой отрасли. В свою очередь W. Duke, Sons & Co. из Дарема, производившая курительный табак с 1866 года, на сигареты перешла только с 1881 года.
Все компании, обратившиеся к сигаретам, столкнулись с общей производственной проблемой, и все решали ее практически одинаково. Проблема заключалась в том, что сигареты изготавливались вручную квалифицированными мастерами, которых в Соединенных Штатах было мало. Решение, которое нашли сигаретные компании, состояло либо в том, чтобы завозить в страну квалифицированных рабочих из-за рубежа, либо в том, чтобы нанимать рабочих-иммигрантов, уже работавших на какую-нибудь нью-йоркскую фирму, производившую дорогие турецкие или египетские марки сигарет.
Так, The Kinney Tobacco Co. наняла на работу восточноевропейских крутильщиков сигарет, а Дьюки привезли в Дарем 125 роллеров из Нью-Йорка. Эти квалифицированные рабочие часто меняли место работы, кочуя с одной фабрики на другую. Как правило, они контролировали производство сигарет и обучали большое количество молодых женщин и девушек искусству скручивания сигарет вручную. Обученные ими фабричные девушки представляли собой менее дорогой источник рабочей силы, чем мужчины, и были главной опорой владельцев табачных фабрик в борьбе с нарастающим профсоюзным движением в отрасли.
В качестве примера можно привести весьма интересный факт. Около трех лет суперинтендантом сигаретного подразделения компании W. Duke Sons & Co. был М. Сигел (Зигель), родом из Ковенской губернии, входившей тогда в состав Российской империи! Мастерству производства сигарет он обучался сначала на одной из многочисленных фабрик города Ковно, а затем работал по специальности в Санкт-Петербурге. Делясь опытом, он рассказывал, что в России каждая фабрика находилась в ведении правительственного чиновника, который осуществлял полный контроль над ее деятельностью. Каждый вечер офицер надзирал за закрытием фабрики, опечатывал двери, а утром срывал печати и открывал доступ во внутренние помещения. По окончании работы всех регулярно обыскивали, а в полдень обыскивали и тех, кто уходил с фабрики обедать. Для производства сигарет использовался в основном турецкий табак, самый дешевый стоил доллар, а самый дорогой — девять долларов за фунт. При этом русские сигареты были известны во всем мире. Из России Сигел отправился в Лондон, где проработал на крупнейших фабриках около четырех лет. Приехав в Соединенные Штаты, он несколько лет проработал в компании Goodwin & Co., из которой его переманила к себе W. Duke Sons & Co.
Брат М. Сигела Дэвид прошел не менее тернистый путь в познании табачного мастерства. В конечном счете его упорство было вознаграждено. Ремеслу он научился в Англии, где прослужил несколько лет на одной из крупнейших табачных фабрик. По окончании своего многолетнего ученичества он переехал в Соединенные Штаты, где стал зарабатывать от 45 до 55 долларов в неделю. Он работал на компанию Kenny Bros в течение трех лет, затем восемнадцать месяцев был суперинтендантом в компании M. H. Ryders. Позднее ему предложили место в W. T. Blackwell & Co., одной из крупнейших табачных компаний того времени, где в течение трех лет он занимал должность суперинтенданта. Однако, находясь в зарубежной командировке в Лондоне, он был уведомлен об изменении условий партнерства и, не желая путешествовать дальше, отказался от своего сотрудничества с ними. Кстати, именно во время этой поездки в Англию он чудом избежал гибели, потерпев кораблекрушение на злополучном City of Brussels, которое произошло 7 января 1883 г.
Дэвид Сигел решил начать собственное дело, создав 1 мая 1883 года свою собственную табачную фабрику. Через несколько месяцев к нему присоединился его брат М. Сигел. Они начали с производства 5000 сигарет в день. Первая партия была отгружена с фабрики 19 июля и размещена в городах Рэли и Голдсборо. В дальнейшем Дэвиду Сигелу удалось сдать на консигнацию часть своей табачной продукции в других местах, но ничего, кроме ряда судебных разбирательств компании это не принесло. Он готов был уже разочароваться в своей затее, но когда те же самые дилеры заказали у него новую партию сигарет, а потом стали заказывать их снова и снова во все возрастающих количествах, это убедило его, что их сигаретный бизнес имеет перспективу.
Выбор торговой марки был предметом долгих раздумий. В конце концов, он выпал на Cablegram, и это был удачный выбор! Сам факт существования такой вещи, как телеграмма, означал триумф науки. Вкладывая результаты своего почти двадцатилетнего опыта в производство своих сигарет, и отправляя их своим клиентам «телеграммой», братья заявляли тем самым, что предлагают публике нечто исключительно прекрасное по качеству, и что их продажи распространяются по всем Соединенным Штатам. Эта оригинальная рекламная стратегия позволила братьям Сигел уже через полгода с момента выхода их продукции на рынок довести ежемесячные продажи до более 570 тыс. сигарет.
Интересно то, что братья Сигелы считали себя пионерами сигаретного бизнеса в Соединенных Штатах! Видимо, для этого у них были веские причины. М. Сигел был 15-м производителем сигарет в Лондоне, а Дэвид Сигел был 60-м в Лондоне и 4-м в Соединенных Штатах. Впрочем, мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть эти заявления, тем более что нам не понятно, как и кем распределялись эти места. Главное для нас то, что в течение почти двадцати лет выходцы из России изучали табачное ремесло и работали на крупнейших мануфактурах мира. Они были хорошо знакомы со всеми способами приготовления табака и знали, как удовлетворить требования потребителей. Их знания и труд были всегда востребованы!
Как только американские фирмы решили проблему рабочей силы, они начали расширять свои рынки, снижая продажи импортных табачных изделий, включая дорогие турецкие и египетские марки, за счет выпуска на рынок более дешевых сигарет местного производства. К концу 1870-х годов стало ясно, что доминирующим продуктом становятся отечественные сигареты, изготовленные из светлых табаков. Местные производители приобретали все большее превосходство на американских рынках. Но сигарета оставалась все еще сиротой в семье американских табачных фабрикантов, а доминировали на нем по-прежнему сигары!
Комментарии пользователей