Марксизм - табакизм

Автор еженедельной колонки

Маркси́зм – философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в серединеXIX века.

Табакизм - определенный вид расстройства и заболевания, вызванного табакокурением.

Марксизм-табакизм – мистическое учение о влиянии табакокурения на мировоззрение и судьбы людей.

Это, конечно, шутка. Но если говорить серьезно, то на наш взгляд истоки теории Карла Маркса следует искать не в последнюю очередь в его беззаветной любви к табаку. Как известно мастер социалистической мысли  был заядлым курильщиком. Причем он вносил в это занятие такую же увлеченность, как и во все, что он делал. Основной его страстью были сигары. К ним Карл пристрастился  еще в бытность свою студентом Берлинского университета, лекции которого, по правде сказать,  он посещал не слишком прилежно: за девять семестров записался всего на 12 курсов, осчастливил своими визитами и того меньше, а все свободное от «штудий» время проводил в веселых компаниях. При этом траты юного Маркса превосходили оклад советника Берлинского магистрата! Все деньги уходили на хорошую квартиру, на вкусную еду, на попойки, где он, как председатель студенческого землячества, частенько угощал всю компанию, ну и, конечно, на хорошие кубинские сигары!



Но пиршество
не долго длилось. Дело в том, что Карл не торопился обрести постоянный источник дохода. За тридцать лет Маркс предпринял лишь две попытки устроиться на работу. В первый раз он собирался стать компаньоном фирмы, поставлявшей в США химические продукты (замысел оказался аферой, и трест лопнул). Во второй раз соискатель на место клерка на железной дороге провалился из-за отвратительного почерка. Более Карл не отрывался от праведных революционно-философских трудов, и мир увидел «Капитал» и «Манифест коммунистической партии».

Остатки отцовского наследства и приданое супруги  какое-то время позволяли вести безбедное существование, но склонность автора политэкономической теории жить на широкую ногу довольно быстро привела его к банкротству. Растущая семья Маркса в эмиграции чуть ли не голодала: с Энгельсом они познакомились лишь через два года после начала своих скитаний, да и финансовую помощь соратнику тот начал оказывать не сразу.

Самым тяжелым был лондонский период. Шесть лет Марксы обитали в Сохо – беднейшем квартале британской столицы. Здесь он жил в долг, терзаемый фурункулами и геморроем. Кстати, не так давно профессора медицины из  Университета Марбурга Рудольф Хаппл и Арне Кениг (Rudolf Happle y Arne König)  на основании клинических исследований и исторических документов пришли к небесспорному выводу, что приносившая Марксу немалые страдания кожная болезнь hidradenitis suppurativa(гидроденит гнойный) была вызвана не чем иным, как его чрезмерным увлечением табаком.


Сохо. 20 век

Один из соратников основоположника научного коммунизма так описывает  рабочую комнату  Маркса на Мейтленд-парк-род, «куда со всех сторон цивилизованного мира стекались партийные товарищи для того, чтобы узнать по разным вопросам мнение мастера»:

«Она помещалась во втором этаже, и широкое окно, через которое в комнату попадала масса света, выходило в парк. У стен, по обе стороны камина и напротив окна, стояли книжные шкафы, которые были полны книгами и до самого потолка загружены свертками газет и рукописей. Против камина и с одной стороны окна стояли два стола, заваленные бумагами, книгами и газетами; посреди комнаты, где было много света, стоялиочень простой и небольшой рабочий стол (три фута в длину, два фута в ширину) и деревянное кресло. Между креслом и книжным шкафом напротив окна стоял кожаный диван, на который Маркс время от времени ложился, чтобы отдохнуть. Книги лежали и на камине; тут же были сигары, спички, коробки с табаком, пресс-папье, фотографии его дочерей, его жены, Вильгельма Вольфа и Фридриха Энгельса.

Маркс очень много курил.

- «Капитал» не вернет мне даже того, что стоили мне сигары, которые я выкурил, работая над ним, - как-то сказал он мне.

Но в еще большем количестве истреблял он спички; он так часто забывал о своей трубке или о сигаре и ему так часто приходилось их зажигать, что коробки спичек опустошались с невероятной быстротой».

Английский табак был для Маркса слишком крепок, поэтому он пользовался в основном сигарами, которые до половины изжевывал, чтобы продлить или удвоить удовольствие. Но  хорошие сигары в Англии  были очень дорогими, поэтому, чтобы утолить свою страсть, Карл постоянно «охотился» за дешевыми экземплярами. Легко представить, что же он приобретал: «cheap and nasty», что по-русски звучит, как «дешево да гнило». Естественно, друзья Маркса побаивались его сигар. Этими ужасными сигарами он совершенно испортил свой вкус и обоняние курильщика. И все же он был уверен в себе и не переставал утверждать, что он превосходный знаток сигар. Это продолжалось до тех пор, пока однажды вечером  он не попался в расставленную друзьями ловушку. Об этом рассказывают следующую байку:

Некто, приехавший из Германии, привез хорошие сигары, которые друзья, едва только Маркс вошел, с наслаждением закурили. Почувствовав необычный аромат, Карл Маркс воскликнул: «Ну, великолепно же пахнет!» Друзья заверили, что это настоящие гаванские сигары, и протянули доверчивому Марксу сигару самого скверного сорта, который только удалось отыскать в Сент-Джайлсе, беднейшем пролетарском квартале Ист-Энда, походившую формой и окраской на настоящую. Маркс с блаженным видом пускал в воздух драгоценный дым и восхищался качеством сигары. Все поддакивали с серьезными лицами, хотя едва не лопались от сдерживаемого смеха. Дня два спустя онузнал правду, но не рассердился, а непреклонно утверждал, что та сигара была настоящая гаванская. Его невозможно было разубедить.


Карл Маркс

Друг и последователь Маркса Вильгельм Либнехт утверждал, что страсть Карла к сигарам действовала возбуждающе и на его политико-экономические таланты – не теоретически, а практически. Долгое время он курил очень дешевые и соответственно плохие сигары, но во время одной из своих прогулок по Холборну нашел еще более дешевые. Вот тут-то и проявился его политико-экономический талант. Он подсчитал, что на каждом ящичке этих сигар сможет экономить 1,5 шиллинга. Следовательно, чем больше он будет курить, тем больше сэкономит. Если он будет выкуривать по одному ящичку в день, то при необходимости сможет жить за счет своих сбережений.

Он с такой энергией и самоотверженностью стал реализовывать эту свою идею, которую как-то вечером развил перед друзьями в юмористической речи, что спустя несколько месяцев домашний врач вынужден был вмешаться и строго-настрого запретил Марксу «обогащаться» путем подобного рода «экономии».

Друзья в то время смеялись над его теорией экономии, еще не подозревая, что Карл рассматривал ее как метод решения социальных проблем…

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.