В прошлом материале мы вели разговор о буднях Кубы в целом и кубинской сигарной промышленности в частности в период после распада Советского Союза. Ситуация, как мы выяснили, сложилась безрадостная, и к концу тысячелетия катастрофически упали и уровень жизни на Острове Свободы, и качество знаменитых на весь мир кубинских сигар. Удалось ли найти выход из этого мощнейшего кризиса, что произошло на Кубе и как изменились кубинские сигары в начале третьего тысячелетия – читайте в новом материале CigarDay.
Действительно, ситуация на Острове Свободы сложилась до крайности безрадостная – поддержка заокеанского «большого брата» по очевидным причинам прекратилась, экономическое эмбарго снимать с Кубы никто не собирался, а собственных ресурсов для достойного обеспечения острова хотя бы самым необходимым не хватало. Кубинское правительство под руководством бессменного Фиделя Кастро в середине 90-х ответило на это некоторым смягчением законодательства и экономическими реформами: в Гаване появились частные рестораны («паладары»), современные гостиницы под управлением испанского менеджмента, были отремонтированы многие здания в центре столицы. Все это позволило привлечь иностранных туристов из Европы и Канады, что обеспечило живительный приток валюты на Остров Свободы.
Однако валюты все равно не хватало, и в деле пополнения государственного бюджета особые надежды возлагались именно на табачную промышленность, одну из немногих отраслей, продукция которой почти целиком шла на экспорт и была вполне конкурентоспособной на мировом рынке. Тем более в 90-е в мире случился сигарный бум, спрос на сигары резко вырос, и кубинцы (впрочем, не только они) не смогли устоять перед искушением нарастить объемы производства витол – разумеется, в ущерб качеству. Наступил «темный период» кубинских сигар.
Однако выход из печальной ситуации все же был найден. В сигарную индустрию были привлечены иностранные инвестиции: испанская корпорация Altadis (и по сей день владеющая 50% кубинского сигарного монополиста Habanos S.A.) предоставила инвестиций на 500 млн. долларов США, которые были использованы для совершенствования производства табака и сигар на всех стадиях процесса, от удобрений на полях и до оборудования фабрик. Помимо материальной помощи, испанский менеджмент принял участие в совместном управлении компанией и ее филиалами по всему миру. Это определенно пошло на пользу кубинской табачной промышленности: афисионадо снова увидели гаваны «с человеческим лицом», отличного качества и без явных дефектов, присущих предыдущим годам погони за количеством.
Более того, маркетинг кубинского сигарного монополиста тоже стал куда более клиентоориентированным. Помимо линейных сигар, появились лимитированные серии, которые существуют и поныне и поныне вызывают самый пристальный интерес у афисионадо всего мира: Ediciónas Limitada, а затем Reserva, Ediciónas Regionales и, наконец, Gran Reserva. Развивались и отдельные линейки сигар в рамках единых брендов: так, в 2010 году на XII Habanos Festival была представлена ультра-премиальная линейка Cohiba Behike, являющаяся эталоном кубинский сигар и по сей день.
На Кубе в целом тоже происходили заметные изменения. Хотя экономические и политические реформы то начинались, то столь же внезапно и сворачивались, однако общий курс был взят на либерализацию экономики. Наиболее заметны они стали чуть более 10 лет назад, когда «Большой умница» Фидель сначала серьезно заболел в 2006 году, а в 2008 был вынужден по состоянию здоровью передать бразды правления своему брату Раулю. С его приходом к власти реформы получили более широкое распространение, были разрешены не просто «паладары» (хотя они тоже получили больше прав), но и 200 видов частного предпринимательства – правда, с жесткими ограничениями и высокими налогами, но для социалистической Кубы и это оказалось заметным прогрессом. Развиваются условия для туристов - так, несколько лет назад в самом центре Гаваны был открыт роскошный Gran Manzana Kempinski. Постепенно, хоть и очень медленно, нормализуются отношения с «большим соседом» - США, и увеличение числа американских туристов на Кубе в последние годы заметно невооруженным глазом.
Все это обеспечило рост не только табачной промышленности, но и более быстрый рост кубинской экономики в целом. Так, в 1992 году (первый год без советской помощи) ВПП на душу населения на Острове Свободы составлял чуть более 2 тыс. долларов, а к 2000 году он увеличился всего до 2741 доллара на человека, то есть за восемь лет он увеличился лишь на треть (средний ежегодный рост – 3,6% в год). А вот в новом тысячелетии он рос куда быстрее, и за период 2000-2016 гг. увеличился почти втрое, до 7815 долларов на душу населения (средний ежегодный рост – 6,8% в год), что уже больше чем у соседней Доминиканы и почти на уровне Китая или более близкого нам Казахстана.
Конечно, нельзя сказать, что все проблемы кубинцев в прошлом. Куба все еще остается страной третьего мира, пусть и выделяющейся из их списка высоким уровнем медицины и безопасностью. Так, средняя заработная плата кубинского гражданина в 2017 году составила 767 национальных песо, что в переводе на «вечнозеленую» валюту означает чуть более 30 долларов. Справедливости ради отметим, что, как мы помним, «чтоб ты жил на одну зарплату» - в соцстранах является ругательством и страшнейшим проклятием. Так что наверняка и кубинцы в значительном числе не живут на среднестатистические 30 долларов. Впрочем, в роскоши они тоже явно не купаются.
Что касается сигарной промышленности, то она до сих пор не оправилась от трех страшных неурожайных лет: 2014, 2015 и 2016. До сих пор ощущается нехватка табаков, особенно премиальных сортов и выдержки, которые используются в самых лучших кубинских сигарах. Однако в 2017 году урожай был хорошим, что позволяет надеяться на восстановление качества табаков уже в скором времени. Впрочем, любителям серий Reserva и особенно Gran Reserva придется набраться терпения, ведь для таких сигар табаки выдерживаются не менее трех и пяти лет соответственно.
В общем, можно констатировать, что жизнь на Острове Свободы продолжается. Хоть перед кубинцами и стоит еще целый ряд проблем, которые им предстоит преодолеть, многие трудности «темного периода» остались в прошлом – будем надеяться, что навсегда. Можно смело утверждать, что Остров Свободы – прекрасное и очень интересное место для посещения, а кубинские сигары – по-прежнему одни из лучших в мире.
Если у них такой рост, то чего так плохо живут?
Так важно как эти деньги распределяются. Мы вот по всем подсчетам тоже должны жить очень даже ничего, а вот поди ж ты...))
Как называется человек, для которого что-то значит цифра "ввп на душу населения"? Ответ: идиот. Это такая же "полезная" цифра, как и "средняя температура по больнице"