Ключ от сигарной столицы (продолжение 5)

Фото публикации
Автор еженедельной колонки

Рабочая сила

Производство сигар является специализированным производством, а Тампа не обладала рабочей силой, способной обслуживать новые фабрики. Чтобы привлечь квалифицированных работников, Ибор построил для них сотни небольших домов. Сначала на это откликнулись в основном кубинские и испанские сигарные рабочие, многие из которых последовали за Ибором из Ки-Уэста и Кубы. Вслед за ними в Тампу отправились производители сигар и с других территорий, быстро превратив город в крупный центр производства сигар.

Среди первых поселенцев города Ибор были и итальянцы

Среди первых поселенцев города Ибор были и итальянцы. Большинство из них были выходцами из нескольких деревень на юго-западе Сицилии. Прежде чем поселиться в Ибор-Сити, многие из них уже успели поработать на плантациях сахарного тростника в Сент-Клауде, Центральная Флорида. Некоторые приехали из Луизианы и Нового Орлеана. Причем итальянцы, в отличие от других иммигрантов, в основном прибывали сюда целыми семьями. В результате итальянское население Тампы быстро росло: если в 1890 году их было всего 56 человек, то в 1940 году уже 2684. Прибывая в город Ибор, итальянцы селились в основном на восточной и южной окраинах города. Этот район был назван La Pachata, по имени кубинского сборщика арендной платы в этом районе. Его еще называли «Маленькая Италия». 

La Pachata

В отличие от кубинцев и испанцев, итальянцы прибывали в сигарный город, не имея навыков изготовления сигар. Поэтому изначально их нанимали на работы, не связанные напрямую с обработкой табака. В основном они работали уборщиками, носильщиками и привратниками. Однако со временем многие из них становились торседорами (крутильщиками сигар). Не отставали от них и итальянские женщины, большинство из которых работали сначала деспалильядорами, но позже становились искусными сигарными мастерами, зарабатывая даже больше, чем мужчины. Другие итальянские иммигранты открывали сами или устраивались на работу на небольшие предприятия, которые возникали вокруг табачных фабрик: кафе, продовольственные магазины, рестораны и пансионы.

Внутри сигарной фабрики в Ибор-Сити, ок. 1920 г.

Наименее изучена история иммиграции в Ибор немцев, румынских евреев и китайцев. Если китайцы и евреи были заняты здесь в основном в сфере услуг и розничной торговли, то немцы, прибывшие сюда после 1890-х годов, в большинстве своем были бизнесменами. На сигарных фабриках они работали менеджерами, бухгалтерами и контролерами. Но были среди них и производители. В частности, немецкий иммигрант Samuel Seidenberg (Самуэль Сайденберг) из Нью-Йорка открыл на Ки-Уэсте в 1867 году фабрику, на которой, согласно некоторым источникам, впервые начали производить так называемые Clear Cuban сигары. Коробки для сигар изготавливались на немецких фабриках. Несколько ранних этикеток для сигарных коробок были сделаны также немецкими литографами. Немцы создали свой собственный клуб, Deutsch Amerikanischer Verein. Здание клуба все еще стоит на пересечении улиц Небраска и 11-я Авеню. В нем находился ресторан, открытый для публики, в котором подавали блюда немецкой кухни. В 1919 году из-за антигерманских настроений, вызванных Первой мировой войной, здание было продано Еврейской ассоциации молодых людей (The Young Men’s Hebrew Association). 

Deutsch Amerikanischer Verein

2 июня 1887 года Ибор-Сити был присоединен к Тампе, лидеры которого, с одной стороны, были обеспокоены слабым полицейским контролем над быстро растущим населением «дикого» приграничного города, а с другой, быстро оценили все фискальные преимущества от установления юрисдикции над процветающей территорией. Это произошло, несмотря на протесты Мартинеса Ибора, который считал, что никакой пользы его детищу это не принесет. Однако он ошибался. Уже к 1900 году грубое пограничное поселение из деревянных зданий и песчаных улиц превратилось в шумный район города с кирпичными зданиями и улицами, трамвайной линией и многими социальными и культурными возможностями. 

Все эти улучшения гражданской инфраструктуры стали возможны благодаря существенному приросту городских доходов. Если в 1885 году, до присоединения Ибор-Сити, портовые сборы от экспортно-импортных операций Тампы составили всего 683 доллара, то в 1895 году они выросли до 625 тысяч долларов, в большей степени за счет импорта кубинского табака и экспорта местных сигар. Во многом благодаря росту Ибор-Сити население Тампы увеличилось почти до 16 000 человек. 

Общественная и культурная жизнь в Ибор-Сити во многом напоминала жизнь на Ки-Уэсте. Здесь также было создано множество клубов, ассоциаций и обществ взаимопомощи, образованных на взносы их членов (как правило, 5 % от зарплаты). Взамен члены клуба и все их семьи получали услуги, включая бесплатное пользование библиотеками, участие в образовательных программах, занятия спортом, бесплатные медицинские услуги и т. д. Здесь же проводились общественные богослужения, а также различные культурные мероприятия.

Circulo Cubano de Tampa (Кубинский клуб) в Тампе, Флорида.

Первым из созданных в Ибор-Сити клубов был Испанский центр (Centro Español), учрежденный в 1891 году. Позже появились и множество других. Они создавались по этническому признаку: the Deutscher-Americaner Club (для немцев и прочих европейцев), L’Unione Italiana (для итальянцев), El Círculo Cubano и La Unión Martí-Maceo (для кубинцев), El Centro Español (для испанцев), и самый крупный, El Centro Asturiano (для представителей любых этнических групп).

Хотя в Ибор-Сити расистских проявлений особенно не наблюдалось, законы Тампы в то время запрещали, например, афро-кубинцам принадлежать к той же социальной организации, что и их светлокожие соотечественники. Иногда различия в цвете кожи внутри одной и той же семьи делали вступление в один и тот же кубинский клуб невозможным!

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.

Автор: Cigarday.ru
Феномен Hoyo de Monterrey

В 2014 году случилось необычное: компания Habanos S.A. в связи с релизом сигары Hoyo de Monterrey Le Hoyo de San Juan впервые раскрыла конкретное происхождение табаков. Листья секо и воладо в мешке происходят исключительно из Сан-Хуан-и-Мартинес, старого дома этого традиционного кубинского бренда. Таким образом, ценители сигар имеют возможность открыть для себя вкусовые характеристики табаков из этой конкретной зоны производства. Широкий спектр влияния на вкус сигары здесь намеренно расширен за счет добавления фактора «терруар».