Гаванские сигары ручкой и карандашом

Автор еженедельной колонки

Чрезвычайно интересную информацию о кубинских сигарах второй половины XIX века поведал нам американский писатель и иллюстратор Самуэль Хазард (1834–1876). В 1866 году он прибыл на Кубу, чтобы начать работу над путеводителем по острову, а заодно и подлечиться после участия в Гражданской войне в Америке. В течение нескольких месяцев, по мере того как его здоровье восстанавливалось, он путешествовал по территории, которая тогда еще была испанской колонией, наблюдал и описывал повседневную жизнь. В результате получилось одно из наиболее полных и запоминающихся изображений колониальной кубинской жизни, написанное в самый разгар борьбы за независимость. Иллюстрированная сотнями собственных набросков автора книга Cuba with pen and pencil («Куба ручкой и карандашом»), впервые опубликованная в 1871 году, представляет собой уникальный портрет острова и кубинского общества накануне фундаментальных исторических перемен. Вот что он пишет:

Куба ручкой и карандашом

«Фактически Гавану можно назвать городом сигар, благодаря высокой репутации и огромному количеству сигарных фабрик – от самой маленькой уличной мастерской, в которой работают от силы три-четыре рабочих, до огромных специализированных фабрик с пятью или шестью сотнями работников. Однако пусть никто не думает, что раз он находится в Гаване, то ему не попадется здесь ни одной плохой сигары. Это будет большой ошибкой, так как и тут можно купить такую же дрянь, как и в любом другом месте. Что касается лично меня, то, покупая время от времени на разных фабриках по несколько сигар, я редко находил по-настоящему хорошие сигары. Поэтому каждому любителю хороших сигар я рекомендовал бы прежде всего ознакомиться с лучшими производителями и лучшими марками и покупать только те сигары, которые соответствуют его вкусу. Путешественнику в Гаване это сделать достаточно легко, поскольку там он может купить сэмплеры (sample boxes) любой фабрики и любой марки. Среди сотен сигарных фабрик есть такие первоклассные фабрики, как, например, Cabañas, Fígaros, Luetanas и Victorias, то есть три или четыре, по крайней мере, в чьих сигарах каждый курильщик может быть абсолютно уверен и чьи марки известны во всем мире. Это Cabañas, Upmann и Partagás, за которые, хотя и приходится платить больше, но при этом всегда можно быть уверенным в их качестве. 

в чьих сигарах каждый курильщик может быть абсолютно уверен и чьи марки известны во всем мире, за которые, хотя и приходится платить больше, но при этом всегда можно быть уверенным в их качестве.

Большей частью информации, использованной в этой статье, я обязан как раз людям, которые, так или иначе связаны с некоторыми из названных выше фабрик. Особенно это касается дона Ансельмо Г. дель Валье, нынешнего владельца фабрики Cabañas, который любезно согласился организовать для меня посещение своей фабрики, сопроводив его подробным рассказом о ее особенностях. Так как процесс производства одинаков у всех лучших производителей сигар, я счел возможным рассказать о нем на примере этой фабрики, сделав особый акцент на ее истории и продукции. 

Фабрика по производству сигар Cabañas существует уже семьдесят два года. Основателем ее был дон Франсиско Кабаньяс. Затем фабрика перешла по наследству его сыну дону де П. Кабаньясу, которого сменил в свою очередь его зять, сеньор дель Валле, нынешний владелец и директор фабрики. В первые годы существования фабрики сигары продавались населению только в пачках по двадцать штук. Годовой объем производства изначально составлял четыреста или пятьсот тысяч сигар. К 1826 году он вырос до двух миллионов. В этот период начались продажи сигар на экспорт, что сказалось на дальнейшем росте производства, достигшего к 1848 году трех с половиной миллионов сигар. При нынешнем директоре продажи увеличились до восьми миллионов в год. В 1866 году общий объем продаж компании достиг огромной цифры в шестнадцать миллионов сигар, которые отправлялись в различные части света примерно в следующих объемах:

Табачная фабрика Ла Корона, первое здание табачного производства, построенное из стали на Кубе, 1903 год

Куба – 2 000 000, Англия – 3 000 000, Испания – 2 500 000, Германия – 2 500 000, Франция – 1 000 000, Соединенные Штаты – 3 000 000, Испанская Америка – 2 000 000.

То, что компания поставляла за рубеж кроме сигар еще и выращенный на своих плантациях табак, находит подтверждение в уже цитировавшемся нами «Практическом пособии о разведении табака в большом и малом виде» (1852). Вот только несколько вариантов предлагаемых в нем старинных сигарных мешек:

  1. внутренние листы луизианские, покрышка: те же листы, или мариландские, домингские, порторико;
  2. внутренние листы мариландские, покрышка: кентуки, порторикские, домингские, гаванские;
  3. внутренние листы: порторикские или бразильските; покрышка: порторикские, кентуки, домингские, гаванские;
  4. внутренние листы: гаванские, или Куба, или Кабанас, покрышка: порторикские, домингские или гаванские».

Однако продолжим цитирование Хазарда: 

«По расчетам, из одного тюка табака можно изготовить около четырех тысяч сигар. Обычно производители сигар держат про запас на складах лучшие сорта табака, чтобы в случае неурожая табака в каком-либо году можно было бы за счет его использования поддержать репутацию компании. Фабрика представляет собой большое каменное здание, расположенное напротив Кампо-де-Марте. В нем производятся все операции, связанные с изготовлением сигар (за исключением производства коробок). Работают на фабрике более пятисот рабочих, все мужчины. По традиции на фабрике рабочим в течение рабочего дня разрешается курить столько сигар, сколько они пожелают, а по окончании работы им разрешается уносить с собой домой по пять сигар на каждого человека. На первый взгляд, это кажется пустяком, но если все подсчитать, то оказывается, что количество сигар, потраченных таким образом в течение года, составляет более миллиона восьмисот тысяч, что при стоимости тысячи сигар, равной двадцати долларам, выливается в огромную сумму в тридцать шесть тысяч долларов.

крутильщица сигар за работой

Процесс производства выглядит следующим образом. Прибывший на фабрику табак, тщательно упакованный в пальмовые листья, хранится в прохладном, темном месте на первом этаже. Он разделяется на классы в соответствии с качеством и стоимостью, которая варьируется от двадцати до четырехсот долларов за тюк весом в двести фунтов. По мере необходимости тюки раскрывают, делят на manojos и gavillas и в сухом виде переносят табак в комнату для увлажнения. Здесь несколько человек, в чьи обязанности входит увлажнение и размягчение листьев, помещают табак в большие бочки, содержащие раствор селитры. Затем жидкость сливают, а другие рабочие раскладывают листья руками по краям бочек, освобождая их, насколько это возможно, от излишков воды. После этого при соблюдении осторожности увлажненные листья легко, без разрывов разглаживаются. Далее из листьев извлекается центральная жилка. Этот процесс называется despallillar. Эти жилки вместе с другими табачными отходами иногда используются в качестве наполнителя для самых обычных сигар. Начинка известна как tripa, причем для лучших сигар отбирается самое лучшее сырье. 

Далее в процесс включается крутильщик, который, снабдив себя горстью покровных листьев (capa) и большим количеством табака для начинки, усаживается за маленький столик, и, разложив обертку на столе, разрезает ее острым ножом на части. Это очень красивая операция, требующая мастерства, знаний и опыта, ибо именно в этой операции различные по качеству части табака отделяются друг от друга. Внешняя часть листа, как правило, считается лучшей, следующая за ней – другого качества, а та часть, которая прилегает к центральной жилке, считается худшей. Общая сортировка табака производится руками мастера, обладающего большим опытом и авторитетом. Такие работники пользуются наибольшим уважением на фабриках. Некоторые из них получают большое жалованье. Так, например, официальный escojedor, или chooser, получает от пяти до семи долларов (золотом) в день, а torcedores, или twisters, от двух до четырех долларов за тысячу сигар.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей

Кирилл
24.10.2022 в 19:47

Спасибо, очень интересно!

Администратор Cigarday.ru
28.10.2022 в 13:38

Кирилл, рады, что Вам понравился отрывок из новой книги «Чудесная реальность гаванской Сигары». Кстати, продолжение истории уже на сайте!)

Огоньку не найдется? (Продолжение 1)

Говоря об искусстве прикуривания нельзя, конечно, не вспомнить о легендарной «Кармен» Проспера Мериме. Вот два характерных отрывка из этого бессмертного произведения:
«Не считая нужным обижаться на малое значение, какое он, видимо, придал моей особе, я растянулся на траве и непринужденно спросил, нет ли у него огнива. И тут же вытащил свой портсигар. Незнакомец все так же молча порылся у себя в кармане, достал огниво и услужливо высек для меня огонь. Он несомненно становился покладистее — он сел против меня, не расставаясь, правда, со своим оружием. Закурив, я выбрал лучшую из оставшихся у меня сигар и спросил, не курит ли он.

Огоньку не найдется? (Продолжение)

Теме искусства и техники прикуривания посвящено немало работ. Вот что пишет, в частности  один американский писатель об обычае курить на Кубе: «В Гаване обычай курить является универсальным. Там молодые и старые свободно балуются табаком, примерно поровну распределяя свои предпочтения между сигарой и сигаретой. Даже дамы из высшего сословия во многих случаях подвержены этому увлечению, хотя и не в такой степени, как принято считать.