Бумажные сигары

Автор еженедельной колонки

Жители Карибского бассейна курили то, что сегодня мы называем сигаретами, еще до европейского вторжения. Только индейцы заворачивали измельченный табак не в бумагу, а в кукурузные, банановые и другие листья. Испанцы заменили растительную материю маленькими кусочками бумаги. Куба в этом смысле не стала исключением.

Бумажные сигары

Во второй половине семнадцатого века кубинцы заменили обертку из кукурузной шелухи хлопчатобумажной бумагой (papel de algodón). Новый материал позволил так сэкономить на затратах и трудоемкости и настолько превосходил шелуху при горении, что вытеснил последнюю с рынков Вест-Индии и Европы. В начале девятнадцатого века кубинцы привнесли в процесс изготовления сигарет еще одно новшество, которое состояло в использовании окрашенной и ароматизированной сигаретной бумаги. Чтобы продемонстрировать ее разнообразие приведу здесь только часть названий: cambrai de hilo, afrecho, anís, arroz, cafe, hilo puro, malvabisco, orozuz, paja de trigo, pasta de tabaco, salvia, tabaco, maíz, mate, medio hilo, pectoral corriente, pectoral de paja de trigo, perfumado, trigo y vegetal. В определенной степени такая бумага оставалась в моде до 1875 года, когда практически полностью исчезла с рынка. Корица ушла последней и оставила след своей первоначальной популярности в так называемых сигарах и сигаретах с корицей (cinnamon cigar и cinnamon cigarettes), которые на протяжении многих лет продавались в загородных магазинах.

сигареты из гвоздики

В 1850 году появилась так называемая рисовая бумага. Сначала она была европейской имитацией рисовой бумаги Китая и Южной Индии. Позже, когда прикладная химия вошла в производственный мир, она превратилась в тонкую, прочную папиросную бумагу, изготовлявшуюся из любой целлюлозы, которую можно было отбелить до чистого белого цвета. Французы были пионерами в этой отрасли, и их техническое название papier de riz, или рисовая бумага, стало известно каждому курильщику сигарет. После этого другие страны, и особенно Австрия, Италия, Германия, Великобритания, Россия и Соединенные Штаты, занялись этой отраслью и успешно конкурировали с Францией.

На Кубе шла долгая борьба между хлопчатобумажной бумагой и рисовой бумагой, но, в конце концов, выбор был сделан в пользу последней. Правда, говорить о полной победе не приходится, так как многие курильщики до сих пор питают глубокую привязанность к «хлопку». К этому еще важно добавить, что восхитительные гаванские сигареты, а также их двоюродные сестры — пуэрториканские, доминиканские и мексиканские сигареты изготавливались из ферментированного сигарного табака, который свободно горит и дает густой ароматный дым. Девяносто процентов всех сигарет производились с использованием крошеного табака, и около десяти процентов с мелко нарезанным. Забавно, что гаванские сигареты, при всем при этом, считались в высшей степени мягкими. 

сигареты с фильтром Populares

Объясню, почему мне показалось это забавным. Дело в том, что во время учебы в Гаванском университете мне ежемесячно выдавались вместе с канцелярскими принадлежностями и средствами личной гигиены шесть пачек сигарет: четыре пачки  из желтых табаков и две пачки — из черного сигарного табака. Последними, как правило, были сигареты с фильтром Populares. Мне, достаточно опытному, курильщику, попробовавшему к тому времени все самое крепкое, что могла предложить советская табачная промышленность, они показались термоядерными. Было такое ощущение, что ты затягиваешься не дымом, а пылью — таким густым он был. Поначалу я обменивал эти сигареты на менее крепкие, но постепенно втянулся. Но с этим возникла другая проблема. По возвращении в Россию я и некоторые мои товарищи по работе, которые также успели «подсесть» на кубинские сигареты из сигарного табака типа Partagás и Ligeros, столкнулись с их дефицитом. Поставлялись они морем, как правило, через Ленинградский порт, но корабли приходили не регулярно, поэтому в Москве случались с ними перебои. Чтобы удовлетворить свою страсть, мы вынуждены были в складчину отправлять чуть ли не еженедельно «гонца» в Ленинград, и через налаженные связи в порту решать эту проблему.

кубинские сигареты из сигарного табака типа Partagás и Ligeros

Однако продолжим. Кубинские сигареты назывались cigarros, cigaritos, papelitos, papeletas, papeletes, papelotes, papelillos  и резко отличались от российских сигарет, изготовленных из ближневосточного и турецкого табака с мундштуками и фильтрами. Конечный продукт был длиной около полутора дюймов и толщиной в одну восьмую дюйма. Искусство скручивания сигарет заключалось в том, чтобы на концах оставалось достаточно бумаги для завертывания, а также в равномерном распределении однородного табака по всей длине. Клиенты требовали совершенства, потому что многие из них, особенно в Испании, сами преуспели в этом мастерстве.

В связи с вышесказанным, на мой взгляд, большой интерес представляет то, как описываются «бумажные сигары или папиросы»  в труде, опубликованном в журнале «Москвитянин» под весьма обещающим названием: «Практическое, изведанное многолетним опытом, наставление о приготовлении различного рода сигар, с объяснением выбора лучших сортов табака и десятью объяснительными рисунками. Общепонятное руководство для всех желающих с выгодою заниматься фабрикациею сигар», составленное  Иоганом Хенрихсеном и опубликованное в России в 1849 году:

сигареты смерть под парусом

«Бумажные сигары или папиросы»

Здесь внешняя обертка, вместо табачного листа, состоит из тонкой, не проклеенной бумаги, в которую табак или завертывается или набивается в предварительно приготовленную бумажную трубочку заклеенную раствором крахмала или камеди по бокам. Нынче папиросы весьма легко приготовляются с помощью особенного снаряда, состоящего из цилиндра внутри полого, представляющего трубку, величиною с предполагаемую сигару; из вороночки и стилета или палочки, которою проталкивают табак, насыпаемый в воронку, в бумажный цилиндрик вложенный в деревянный. Из Кубы и Хаванны привозят папиросы пачками по 30 штук в каждой, в белых и цветных бумажках с разными клеймами. Для бумажных сигар табак употребляется крошеный. Конец, который кладется в рот, снабжен просверленною деревяшечкой называемой мундштуком или выложен внутри тонким, ложеным картоном, в который положен кусочек хлопчатой бумаги, для того чтобы табак не попадал в рот».

Бумажные сигары или папиросы

Производство сигарет на Кубе зародилось как домашний промысел. Им занимались носильщики, рабы, заключенные и даже солдаты, которые таким образом зарабатывали дополнительные средства на пропитание. С этим связано немало легенд. Во многих источниках, например, можно встретить рассказ, о весьма любопытном персонаже по имени Аугусто Диас Мехиас (Augusto Díaz Mejías),  больше известном как Пито Диас, который якобы родился в Мексике. Перебравшись в 1820 году в Гавану, он открыл здесь на улице Calle de la Cuna дом обмена монет. Перед своим заведением Пито установил большую мойку, в которой  лимонным соком и другими ингредиентами он чистил золотые монеты, делая их блестящими и более привлекательными. Среди его клиентов было немало табачных плантаторов, которые обменивали на золото серебряные монеты, которые они получали в качестве оплаты своих сделок. Однако, в один прекрасный день, не покидая своего основного дела, он вдруг занялся производством сигарет под маркой «Pito». И занимался он этим до тех пор, пока окончательно не сошел с ума.

Бумажные сигары или папиросы арома

Дело Пито Диаса продолжил некто Хосе Мендоса. Его прочное экономическое положение позволило ему основать фабрику на улице Obrapía. В те времена сигареты перевозили в корзинах к торговым местам. Мендоса совершил переворот в этом деле. в Он начал использовать для этого гужевой транспорт, что позволило доставлять его продукцию до приграничных деревень столицы. Чуть позже Хосе Гарсия и его жена, владельцы  фабрики с громким названием Mi fama por el Orbe vuela («Слава обо мне облетает мир»), внесли еще один, не менее важный, вклад в развитие сигаретного рынка. Они снабжали розничных торговцев витринами и полками для продажи сигарет. Кроме того эта супружеская пара производила на улице Obispo свои собственные сигареты различных видов, которые, в зависимости от формы, назывались длинными, короткими, толстыми и тонкими. Рассказывают также, что улица Леальтад в Гаване получила свое название по имени сигарной и сигаретной фабрики La Lealtad, владельцем которой был  Хосе Морехон. Прославилась эта фабрика тем, что на ней впервые стали выпускаться сигареты в красочно оформленных пачках.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.

Автор: Cigarday.ru
Феномен Hoyo de Monterrey

В 2014 году случилось необычное: компания Habanos S.A. в связи с релизом сигары Hoyo de Monterrey Le Hoyo de San Juan впервые раскрыла конкретное происхождение табаков. Листья секо и воладо в мешке происходят исключительно из Сан-Хуан-и-Мартинес, старого дома этого традиционного кубинского бренда. Таким образом, ценители сигар имеют возможность открыть для себя вкусовые характеристики табаков из этой конкретной зоны производства. Широкий спектр влияния на вкус сигары здесь намеренно расширен за счет добавления фактора «терруар».