В феврале 2025 года Уэйн Гретцки встретился с исполнительным редактором Cigar Aficionado Дэвидом Савоной в Churchill Cigar Co. в Палм-Бич, штат Флорида, чтобы рассказать о своей жизни, карьере и давней любви к сигарам.

Уэйн Гретцки навсегда изменил хоккей. Он впервые встал на коньки в возрасте двух лет. В пять лет он попал в свою первую команду, а в 10 лет забил столько голов, что получил прозвище «Великий». Будучи профессиональным игроком, он привёл «Эдмонтон Ойлерз» к четырём победам в Кубке Стэнли и побил множество рекордов: по количеству голов за сезон, по количеству результативных передач, по количеству набранных очков и многих других. После 20 сезонов в НХЛ, в том числе в составе «Нью-Йорк Рейнджерс», «Сент-Луис Блюз» и «Лос-Анджелес Кингз», Великий Гретцки завершил карьеру. Сегодня 64-летний хоккеист ведёт хоккейные передачи на телеканале TNT и занимается бизнесом.
Савона: Я слышал, вы научились кататься на коньках в два года. Какие самые ранние воспоминания об игре в хоккей?
Гретцки: На ферме, где жила моя бабушка протекала река и зимой она замерзала. Там я впервые начал кататься на коньках, меня научил мой отец. Я был совсем маленьким — мне было три или четыре года. В пять лет меня взяли в команду для десятилетних.

Гретцки на льду в 1989 году
Савона: Вы занимались и другими видами спорта?
Гретцки: Мне нравился бейсбол. Я увлекался им так же сильно, как и хоккеем. Я постоянно говорил родителям: «Необязательно кататься на коньках всё лето». Я считаю, что в межсезонье нужно играть в футбол, бейсбол, лакросс — я всегда чувствовал, что эти виды спорта помогли мне в хоккейной карьере.
Савона: Когда вы поняли, что хотите стать профессиональным хоккеистом?
Гретцки: Для меня это стало реальностью в шестнадцать лет, когда я попал в юношескую команду. Я выходил на лёд рядом с лучшими игроками мира. Четырнадцать ребят из того состава позже дошли до НХЛ и стали сильными профессионалами. У меня тогда получился отличный турнир, и я ловил себя на мысли: «Боже, я играю с лучшими в мире, а им по девятнадцать–двадцать лет».

Уэйн Гретцки поднимает Кубок Стэнли после того, как его «Эдмонтон Ойлерз» победили «Флайерз» в мае 1987 года
Савона: Правда ли, что в юности вы смотрели хоккей по телевизору, вооружившись ручкой и бумагой, и зарисовывали игру?
Гретцки: Отец сказал мне: «Если хочешь улучшить периферийное зрение, смотри хоккейный матч и следи за шайбой, не опуская взгляд. И не выходи за границы». Он сказал: «Ты научишься видеть периферийным зрением и поймёшь, какая команда лучше контролирует игру». Я делал это почти в каждой игре, наверное, с пяти до 11 лет. Мой отец был довольно изобретательным.
Савона: Я где-то читал, что во время игры вы можете определить, сидит ли кто-то из членов вашей семьи на своём месте.
Гретцки: Да, я мог сказать, если моя жена сaдилась на трибуну во время игры: «Эй, почему ты села туда, когда до конца первой четверти оставалось семь минут?» Мои товарищи по команде при этом даже не представляли, что вообще происходит на трибунах.

С женой, Джанет Джонс Гретцки
Савона: Я слышал, что вы помните все свои хоккейные матчи.
Гретцки: Не знаю почему, многое я не могу вспомнить, но хоккей помню.
Савона: Давайте поговорим о сигарах. Когда вы впервые появились на обложке журнала в 1997 году, вы курили сигару небольшого формата. Сейчас вы тоже предпочитаете такие сигары?
Гретцки: Сейчас всё иначе. Когда я профессионально занимался хоккеем, в течение сезона я вообще не выходил на поле для гольфа. Теперь времени стало больше: иногда я не играю неделями, а иногда выхожу играть шесть дней подряд. Мне нравится выкурить сигару прямо на гольф-поле. Я всегда говорю: каждому своё. Лично мне комфортно курить сигару во время игры в гольф — я получаю от этого удовольствие.
Гретцки с сигарой Montecristo Wide
Савона: Как часто вы курите сигары?
Гретцки: Когда играю в гольф? Пару раз в день.
Савона: Среди ваших друзей есть любители сигар?
Гретцки: Большинство моих друзей любят сигары. Мой приятель Кид Рок приучил меня к более компактным форматам. Баркли курит сигары, и М.Дж. — Майкл Джордан — тоже их большой ценитель. Для меня М.Дж. — величайший спортсмен всех времён. Единственный, кого я ставлю с ним в один ряд, — Мухаммед Али. В этом и есть вся прелесть спорта: не существует единственно правильного ответа, у каждого может быть своё мнение.
Гретцки с Майклом Джорданом в Нью-Йорке в 1999 году
Савона: Что отличает хороших игроков от великих?
Гретцки: Победа — это главное. Поверьте, между победой и её отсутствием есть разница (смеётся). Когда ты побеждаешь, ты делаешь сильнее тех, кто рядом с тобой, и они, в свою очередь, делают сильнее тебя. За победы нам и платят. Мы здесь, чтобы развлекать, не поймите меня неправильно, но в конце концов ваша цель — завоевать этот трофей.
Савона: Давайте поговорим о рекордах — у вас есть рекорд, на данный момент у вас 57 официальных рекордов НХЛ. Каким из них вы гордитесь больше всего и какой, по вашему мнению, будет сложнее всего побить?
Гретцки: Больше всего горжусь, что забил 50 голов в 39 матчах. Думаю для многих это было бы сложно. Но, знаете, все рекорды созданы для того, чтобы их побить.

Гретцки с хоккейной легендой Горди Хоу в тот день, когда он побил рекорд Хоу по количеству набранных очков
Савона: Александр Овечкин близок к тому, чтобы побить один из ваших рекордов по количеству голов за карьеру. Как вы к этому относитесь?
(Вопрос задан на момент выхода интервью. 6 апреля 2025 года Александр Овечкин побил главный рекорд Уэйна Гретцки, став лучшим снайпером в истории НХЛ по голам в регулярных чемпионатах, забросив 895-ю шайбу)
Гретцки: Я помню, как однажды мы ужинали втроём: я, мой отец и Горди. Горди пошёл спать. Мы с отцом посидели несколько минут, и я сказал: «Знаешь, мне в каком-то смысле грустно и неловко, что я побил рекорд Горди». Отец ответил: «Не стоит. Ты будешь так же счастлив и горд за того, кто превзойдёт твой рекорд, как радовался за тебя Горди». Я всегда помню об этом. Александр великолепен не только для «Вашингтон Кэпиталз», но и для НХЛ и для российских детей, играющих в хоккей. Он выиграл Кубок Стэнли, он настоящая суперзвезда. Я рад за Александра, он хороший парень. Я не знаю плохих парней в хоккее.
Савона: Теперь вы на TNT, рассказываете о хоккее по телевизору.
Гретцки: Мне это нравится по нескольким причинам. Это помогает мне оставаться в хоккее. Мне не нужно переживать из-за побед и поражений. А ребята, с которыми я работаю, — просто замечательные. Я очень горжусь тем, что работаю с ними.
Савона: У вас много бизнес-проектов?
Гретцки: Я управлял рестораном 27 лет, и когда началась пандемия COVID-19, стало ясно: это был самый подходящий момент, чтобы поставить точку и закрыть его. Я открыл винодельню Wayne Gretzky Estates вместе с партнёром по имени Джон Пеллер, который всю жизнь занимается винным бизнесом. Всё оказалось масштабнее чем я ожидал. Зимой там работает каток, куда люди приходят покататься. Мы гордимся тем, что делаем это в Канаде.
Савона: Президент Трамп говорил о вашем возможном участии в политике Канады. У вас есть такие планы?
Гретцки: Все, кто меня знает, в курсе, что я не интересуюсь политикой. Я встречался со всеми премьер-министрами, начиная с Пьера Трюдо в 1980 году. Нам с Джанет посчастливилось познакомиться с президентом Рейганом. Да, у меня много друзей, которые были либо премьер-министрами, либо президентами, и они намного умнее меня. Я хоккеист, и это моя любовь и страсть. Я просто надеюсь, что ради всеобщего блага все будут ладить друг с другом.
Комментарии пользователей