Табак: его история на Филиппинах (продолжение 4)

Автор еженедельной колонки

Стратегические планы компании C.G.T.F.  предусматривали строительство новой мощной табачной фабрики в течение максимум двух лет, поскольку к этому сроку заканчивалась аренда государственных фабрик. Чтобы избежать ожидаемого повышения цен на землю в Маниле, летом 1882 года для этих целей были приобретены два участка площадью около 9 га, с удобными подъездными путями и возможностью расширения. Они располагались в центре промышленной и коммерческой деятельности, наиболее важном в Маниле, доступ к которому  осуществлялся через красивый проспект маркиза де Комильяс, названный так в честь основателя и первого президента Филиппинской табачной компании. Это место называлось Иланг-Иланг в Сан-Фернандо-де-Дилан, которое впоследствии было переименовано в Сан-Марселино.

La Flor de la Isabela Factoryv

Двухэтажное здание фабрики, получившей название  La Flor de la Isabela, имело прямоугольную форму, размером 180 м на 121 м и площадью 21 870 м2.  В нем было шесть нефов, образовавших три внутренних двора. Распределение различных видов деятельности в помещениях было организовано таким образом, чтобы сократить длительные переходы и облегчить операции. Согласно первоначальным планам, разработанным инженером Вельмером, фабрика могла свободно вместить 3000 женщин и 1500 мужчин. По словам промышленных техников того времени, фабрика была «образцовой по своим масштабам и особым условиям».

В ночь  с 25 на 26 июня 1903 года на фабрике произошел ужасный пожар, по-видимому, случайный, который почти полностью уничтожил здание. К счастью, он произошел ночью, когда работы не велись. Была спасена только часть южного нефа, а остальная часть была сожжена пламенем.

Вскоре здание было восстановлено, и продукция  фабрики стала поступать на все рынки мира, а ее бренды быстро завоевали популярность среди любителей табака.

10 000 сигар в кубинском стиле в роскошных кедровых футлярах

Фабрика La Flor de la Isabela специализировалась на производстве сигар кубинского образца, филиппинских ширут и, в меньшей степени,  сигарет. Ее продукция производилась с использованием  табачного листа высокого качества, поступавшего на фабрику со складов Lal-Loc. 

Фабрика была лучшей табачной фабрикой архипелага и, возможно, даже  одной из лучших в мире на то время, как по качеству производства, так и по объему. Произведенная на ней продукция составляла наиболее важную долю экспорта табака, производимого на Филиппинах. В 1898 году C.G.T.F производила более 60% табака, выращиваемого в стране, и экспортировала более 90% от общего объема.

Необычайный высокий спрос на табачные изделия фабрики потребовал расширения производственных мощностей. В ее цехах по производству сигар, сигарет и ширут работало около 5500 рабочих, не считая обслуживающий персонал. Ее продукция продавалась на всех рынках через сеть офисов, представительств и агентов, разбросанных по всем странам мира. 

Самым важным клиентом фабрики было испанское государство, заключавшее с ней регулярные контракты в период с 1882 по 1887 год. Определенное время поставки на Иберийский полуостров осуществлялись через  специально созданную табачную компанию Compañía Arrendataria de Tabacos (C.A.T.), которая в мае 1887 года заключила с  фабрикой крупнейший на тот момент контракт на поставку сигар в объеме более 13 миллионов кг, что вынудило увеличить количество цехов.

Не менее важным рынком сбыта для La Flor de la Isabela были  другие европейские страны, где торговля табаком была свободной: Нидерланды, Великобритания и Германия. Их снабжение осуществлялось через центральные агентства в Амстердаме, Ливерпуле и Гамбурге. Экспортировались филиппинские сигары также в страны, где действовал режим государственной монополии. Среди них выделялись Португалия, Италия и Франция. В меньших объемах продукция фабрики поставлялась в Россию, Австрию, Венгрию, Сербию, Румынию и Турцию.

Чтобы повысить престиж своего табака, C.G.T.F. получила от монархов Испании, Португалии и Италии титулы "поставщиков"  королевских домов с разрешением использовать их герб на торговых марках своих брендов. Так, испанский королевский дом предоставил им такое разрешение в 1885 году, незадолго до смерти короля Альфонсо XII, после того, как он получил в подарок 10 000 сигар в кубинском стиле в роскошных кедровых футлярах.

Сигары C.G.T.F.

В период 1921-1925 годов  самым важным рынком сбыта стали США, на которые приходилось до 31% всего филиппинского экспорта табачных изделий. 

Что касается внутреннего рынка, то здесь компания столкнулась с жесточайшей конкуренцией со стороны огромного количества стационарных и уличных торговых точек, которые продавали свою продукцию низкого качества по очень низким ценам. Сигары C.G.T.F. оказались слишком дорогими для широкой публики. Исходя из всего этого и учитывая успех своего экспорта, компания решила сохранить символическое присутствие на внутреннем рынке Филиппин, не пытаясь конкурировать на нем. И если первоначально она продавала свою продукцию через 10 торговых точек, в конце концов, было решено объединить их в роскошное заведение в столице на главной улице города. 

Проникновение в страны азиатского региона было временно отложено из-за отсутствия надежной логистики. Но уже к 1883 году компания была представлена на Яве, в Австралии, Новой Зеландии и начала свою деятельность в  Индии. В 1883 году были открыты первые агентства в Сингапуре и Гонконге, в 1884 году – в Сайгоне, Индокитае и Сиднее, а в 1886 году – в Мельбурне, Аделаиде и Японии. Кроме того, компания работала с 25 агентами в других азиатских городах.

Чтобы иметь представление о масштабах производства, можно привести следующие данные:  в пятилетний период 1893-1898 гг. C.G.T.F. производила ежегодно  на своей фабрике La Flor de la Isabela около 22 миллионов сигар кубинского стиля и 31 миллион филиппинских ширут.

C.G.T.F. производила ежегодно  на своей фабрике La Flor de la Isabela около 22 миллионов сигар кубинского стиля и 31 миллион филиппинских ширут.

Учитывая специфический характер табачного рынка тех лет, на котором существовала тенденция к протекционизму,  компания была вынуждена продвигать свою продукцию с помощью рекламы, ориентированной не на конечного потребителя, а в первую очередь на влиятельных людей, таких как монархи, члены правительств, политики и т. д. Большую роль в этом отводилось участию во всемирных выставках, что было так модно в конце XIX - начала XX веков. Ниже приведен неполный перечень выставок, на которых La Flor de la Isabela представила свои табачные изделия, с указанием полученных на них наград:

1882 - Манила. Филиппинская региональная выставка. Почетная награда за «сигары в кубинском стиле».

1885 - Манила. Филиппинская региональная выставка. Почетный диплом.

1889 - Мельбурн. Золотая медаль.

1887 - Кадис. Морская выставка. Золотая медаль и почетный диплом.

1888 - Барселона. Общая выставка Филиппин. Две золотые медали и диплом.

1883 - Амстердам. Колониальная выставка. Почетный диплом.

1885 - Антверпен. Два почетных диплома.

1894 - Антверпен. Диплом.

1889 - Париж. Всемирная выставка. Золотая медаль.

1890 - Лондон. Диплом за выдающиеся заслуги.

1890 - Е - Буффало. Золотая медаль.

1890 - Торонто. Почетный диплом.

В 1898 году производство было практически парализовано войной с США, что усугубилось пожаром на фабрике. Между 1904 и 1909 годами объем производства снизился, что не было прямым следствием пожара 1904 года, а, скорее, было связано с глубоким экономическим кризисом, который переживала страна в те годы из-за повышения налогов и введения запретительных тарифов на целом ряде рынков. Тем не менее, до 1925 года фабрика продолжала вызывать зависть у всего сектора, поскольку была моделью для подражания на международном уровне, как по качеству, так и по производительности.

Соединенные Штаты продолжали оставаться крупнейшим покупателем сигар у компании. В период с 1921 по 1925 год в эту страну экспортировалось в среднем более 45 миллионов сигар в год, что составляло почти треть филиппинского экспорта в США. 

С 1926 года начинают проявляться первые симптомы упадка. Продажи продолжали падать, а результаты фабрики становились все хуже и хуже. Причины неудач до сих пор вызывают споры, однако среди них есть и объективные: депрессия 1930-х годов, последовавшая за кризисом 1929 года, усиление конкуренции, снижение цен, изменение предпочтений курильщиков, переход на сигареты и т. д.

Наконец, в результате японской оккупации в 1941 году фабрика была почти полностью разрушена. Она была сожжена японцами после их поражения в битве при Маниле в феврале 1945 года, незадолго до вывода войск из города. Битва длилась около месяца и привела к кровопролитию и полному разрушению города.

После Второй мировой войны фабрика La Flor de la Isabela продолжала производить свои табачные изделия во временном здании, а затем и в новом здании, построенном специально для этой цели. Но это уже другая история.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей