В парке Аврора прямо напротив Зала правосудия в городе Лаоаг на Филиппинах расположен необычный памятник из кирпича и глины. Туристы, как правило, обходят его стороной, а напрасно, так как этот памятник связан со значительным историческим событием в экономике Филиппин – отменой табачной монополии в стране. Он был воздвигнут 28 ноября 1882 года по указу губернатора дона Хосе Морено Лакалье в знак благодарности жителей провинции королю Испании Альфонсо XII за отмену ненавистного режима.
В предыдущей статье мы достаточно подробно писали о табачной монополии (el Estanco del Tabaco), введенной на Филиппинах в марте 1782 года в соответствии с Королевским указом от 9 февраля 1780 года. На начальном этапе она сыграла весьма позитивную роль, способствуя превращению заморской территории в самодостаточную и приносящую прибыль колонию. В 1808 году правительство получило чистую прибыль в размере 500 000,00 фунтов стерлингов. Эти прибыли увеличивались и в последующие годы. В результате Филиппины стали крупнейшей страной-производителем табака в Азии.
Однако к 1860-м годам в силу разных причин Филиппины оказались на грани банкротства. Дело дошло до того, что правительство вынуждено было расплачиваться с производителями табака долговыми расписками. Это привело к обвинениям в том, что монополия превратилась в систему принудительного труда. На фоне общего упадка пышным цветом расцвела контрабанда табака и связанная с ней преступность, а в управлении монополией наметились серьезные нарушения. К 1870-м годам даже правительственные чиновники высокого ранга стали призывать власти к отмене монополии. Причины ее упразднения имеют, естественно, более сложный характер.
«С начала XIX в. в результате капиталистического развития в метрополии испанская буржуазия стала принимать более активное участие в эксплуатации Филиппин. Старая система правительственных монополий и привилегированных экономических организаций изжила себя, уступив место частной торговой инициативе. Пришедшая в полное расстройство галионная торговля была прекращена в 1815 г., а в 1830 г. были отменены привилегии Королевской компании. Лишь правительственная табачная монополия просуществовала до 1882 г.
Испанское правительство пыталось оградить частных торговцев-испанцев от конкуренции европейского и американского капитала. Этой цели служили протекционистская политика в отношении испанской и филиппинской продукции, являвшейся предметом внешней торговли, учреждение в Маниле в 1834 г. коммерческого суда для защиты интересов и прав испанского купечества, основание в 1851 г. Испано-филиппинского банка, финансировавшего испанские торговые фирмы и частных торговцев, и т. п. Положение частного испанского торгового капитала, однако, было намного слабее позиций европейских и американских конкурентов. Импорт из промышленно отсталой Испании ограничивался товарами, имевшими второстепенное значение для местного рынка. Главной и почти единственной статьей филиппинского экспорта в метрополию оставался табак.
Проникновение на Филиппины развитых капиталистических держав привело к серьезным изменениям в экономической жизни колонии. С разрушением изоляции экономика страны стала приспосабливаться к потребностям мирового рынка, произошла перестройка структуры колониального хозяйства. Во второй половине XIX в. товарное земледелие, связанное с торговлей на экспорт, заняло ведущее место в филиппинском сельском хозяйстве. В первую очередь развивалось производство тех культур, которые пользовались наибольшим спросом на внешних рынках. Главной статьей экспорта был сахар. В XIX в. значительно расширились площади под сахарным тростником в традиционных районах его культивирования Центральном Лусоне и на Панае. В результате открытия порта Илоило началось освоение соседнего с Панаем о-ва Негрос, где в 60-е годы возникли первые сахарные плантации, принадлежавшие иностранцам и местным помещикам. С открытием филиппинского рынка было непосредственно связано развитие производства абаки (в Южном Лусоне, на Панае, Самаре, Лейте). Рост производства табака сдерживался табачной монополией.
Товаризация земледелия не сопровождалась техническим прогрессом. В техническом отношении сельское хозяйство оставалось на самом примитивном уровне. Рутинное состояние техники и методов земледелия предопределяло замедленный рост производительных сил и чрезвычайно низкую производительность труда во всех отраслях сельско-хозяйственного производства.
Особенность процесса вовлечения Филиппин в сферу действия мирового капиталистического хозяйства заключалась в том, что капиталистические державы проникали в страну, которая уже более двух столетий подвергалась колониальной эксплуатации, осуществлявшейся полуфеодальной испанской монархией. Изменения в экономической и социальной структуре филиппинского общества порождались новыми условиями, сложившимися в стране с разрушением экономической изоляции и открытием рынка. Они возникли вопреки испанской колониальной политике как элементы, чуждые системе феодально-крепостнической эксплуатации, созданной колонизаторами.
К первой половине прошлого века относится возникновение в филиппинских городах предприятий мануфактурного типа. В начале века были основаны государственные табачные мануфактуры в Маниле и Кавите. В 50-е годы, после распространения табачной монополии на Висайские острова, крупная сигарная мануфактура была организована в Илоило. Частное мануфактурное производство почти не получило развития».
Согласно переписи населения от 6 декабря 1872 г., на Филиппинах действовало пять табачных фабрик, находившихся в ведении испанского казначейства. Этими фабриками были: El Fortín, Meisic, Princesa, Cavite y Arroceros. Структурно все фабрики были организованы одинаково. Каждая из них делилась на цеха, отделения и бригады (mesa, «стол»). Управление фабриками осуществлялось инспекторами гражданской администрации, которые отвечали за экономическую и административную часть. Все они находились в непосредственном подчинении генерального инспектора труда.
В 1972 году в стране существовало в общей сложности 15 табачных цехов, распределенных следующим образом: El Fortín - 4, Meisic - 3, Princesa – 4, а также Cavite и Arroceros – по 2 в каждой. Каждый цех имел соответствующий номер и состоял из 100 бригад, сгруппированных в 5 отделений. Бригады состояли из бригадира, резчицы, упаковщицы, десяти операционисток и по одной уборщице на каждые две бригады. Все функции были четко определены в отраслевой инструкции от 10 августа 1849 г. и в последующих положениях.
На филиппинских табачных фабриках, также как и в Мексике и Испании, большую часть рабочей силы составляли женщины, так называемые cigarreras, т.е. крутильщицы сигар. Выбор в пользу женщин объяснялся тем, что они были более приспособлены к такого рода труду, благодаря большему терпению и меньшей предрасположенности к мошенничеству. Невольно напрашивается сравнение с романтическим образом цыганки Кармен из знаменитой новеллы Мериме. Сигаррерами обычно были девушки и женщины в возрасте от 12 до 30 лет. Репутация у них была сомнительная, поскольку некоторые из них подрабатывали проститутками. Испанский писатель и историк XIX века, специализировавшийся на Филиппинах, Хосе Монтеро писал в одной из своих книг:
«Казавшаяся бесконечной процессия, состоявшая из 8000 женщин, пересекала мост Пуэнте-де-Баркас в направлении Бинондо. Это были крутильщицы сигар с табачной фабрики Эль Фортин, которые расходились по домам после окончания работы. Чан-Чуй с удовольствием наблюдал за ними. Его восхищала их беззаботность, необычное шуршание их босаножек (chinelas) и их непрерывное размахивание руками».
При определении количества табака использовались такие меры как manojo (пучок), mano (связка) и fardo (тюк). Пучок состоял из 10 листьев табака, а связка - из 10 пучков. Один тюк состоял из 40 связок, то есть в общей сложности из 4000 табачных листьев. Согласно принятой на Филиппинах в то время классификации, табачные листья делились на четыре сорта:
- Здоровые и полезные листья длиной более 18 бургосских дюймов (1 pulgada de Burgos - 23,16 mm)
- Листья размером от 14 до 18 дюймов.
- Листья от 10 до 14 дюймов.
- Листья от 7 до 10 дюймов.
Одна из крупнейших табачных фабрик времен действия монопольного режима La Fabrica del Fortín располагалась в уединенном месте на левом берегу реки Пасиг, между Испанским и подвесным мостами, на расстоянии 400 метров к юго-востоку от города-крепости Манила. Ее цеха занимали помещения бывших казарм, которые, хотя и не были идеально приспособлены для табачного производства, считались лучшими из того, что удалось найти для этих целей. Удобство расположения фабрики определялось близостью к складам Фактории, с которых осуществлялось ее снабжение табачным сырьем по реке во время прилива или по суше. Этим же путем на упомянутые склады отгружалась готовая продукция. Важность этой фабрики подтверждается тем фактом, что на ней работало более 5000 рабочих.
Ненамного уступала по своему значению фабрике El Fortín табачная фабрика Meisic, которая располагалась к востоку от Манилы, в конце одного из ее пригородов. Она имела пристань на притоке реки Пасиг, по которой осуществлялось ее снабжение табаком, и по которой готовая продукция отправлялась на склады. Фабрика была открыта в 1873 году в помещениях бывших кавалерийских казарм. Здесь было создано три цеха, в которых работало от 4000 до 4500 женщин. Фабрика производила сигары из того же сырья, что и фабрика в El Fortín.
Фабрика Princesa, известная на Филиппинах как Malabón, располагалась на северной окраине одноименной деревни более чем в двух лигах к северу от Манилы. Это, по большей части ветхое здание, вмещало в себя изначально шесть цехов, но в 1872 году их количество было сокращено до четырех. Благодаря своему расположению, фабрика работала с заказами филиалов Фактории в Нуэва-Эсиха, так как при спуске по реке табак, предназначенный для этого региона, оставался на ее складах. Учитывая плохое состояние здания, в 1877 году фабрика была перенесена в другое место.
Фабрика Cavite находилась в одноименной провинции и населенном пункте, расположенном на западной оконечности Манильского залива. Здание, располагавшееся с видом на море напротив ворот Арсенала, было в довольно плохом состоянии, а снабжавший ее табачный склад в филиале Фактории был маломощным. Фабрика производила ту же продукцию, что и упомянутые выше фабрики. На ней работало около 2000 работников.
Фабрика Arroceros располагалась всего в километре к юго-востоку от города, на левом берегу реки Пасиг. Она имела пристань для обслуживания складов и фабрики. К марту 1875 г. на фабрике действовало в общей сложности 62 бригады, распределенных по двум цехам: в одном из них работали исключительно мужчины, а в другом – только женщины.
На всех фабриках сигары производились по кубинской технологии. Кроме того по заказам Фактории на них производился курительный табак и сигареты.
(Продолжение следует...)
Комментарии пользователей