С мыслью о мастере ... (продолжение)

Автор еженедельной колонки

О пользе консультантов

Прошу любить и жаловать - мсье Воланд, собственной персоной. Он же - дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Приглядимся к нему внимательней. Ведь  этот субъект имеет самое прямое отношение табаку.  Неспроста же табак издревле нарекли «дьявольским ладаном» да «бесовским зельем». Народ просто так слова на ветер не бросает.

Нами, т.е. теми, кто давно и пристально наблюдают за табачным промыслом сего подозрительного  субъекта, он был замечен с табачными семенами за ушами еще в  восемнадцатом  году  Тэммон, когда он,   оборотившись   миссионером, сопровождавшим Франциска Ксавье, благополучно одолел длинный морской  путь и прибыл в Японию.         Миссионером он обернулся  вот  как.  Однажды,  когда  черный  корабль остановился то ли близ Амакавы, то ли  еще  где-то,  один  из  миссионеров вздумал сойти на берег. Не зная об этом,  корабельщики  отправились  далее без него. Тут-то  наш  дьявол,  который  висел  вниз  головой,  уцепившись хвостом за рею, и вынюхивал все, что творилось на  корабле,  принял  облик отставшего и стал усердно прислуживать  святому  Франциску.  Для  маэстро, который явился доктору Фаусту гусаром в багровом плаще, это был сущий пустяк...  

Корабль с табаком

В те времена в Японии о табаке и понятия не имели.  Так вот, этот тип, воспользовавшись продолжительным отсутствием святого отца, посадил там  благородную «никоциану табакум». Но для осуществления коварного замысла этого было мало. Нужно было еще приучить местных аборигенов к  мысли о том, что табак на них чуть ли не с неба свалился. Для этого, как известно, он соблазнил некого торговца скотом, да так хитро, что тот искренне уверовал, что  обвел таки дьявола вокруг пальца, заполучив весь выращенный табак в собственность. Дурачина! Пусть дьяволу не удалось заполучить душу и тело торговца, зато  он распространил табак по всей стране. Мнимому поражению  дьявола сопутствовал успех,  равно  как  спасению  торговца падение. Дьявол, коли уж упадет, даром не встанет. Получилось именно так, как он хотел: человек, уверенный,  будто  поборол искушение,  неожиданно  для  себя оказался его рабом.  

В России дьявол с табаком за пазухой был замечен многократно еще во времена Ивана Грозного, то под видом бухарского купца, из-под полы предлагавшего диковинный товар девственным московитам, то  в облике надменного немецкого наемника... Некоторые даже утверждают, что видели его в свите английского мореплавателя Ричарда Ченслера, корабль которого волей проведения (ой, ли?!) очутился в августе 1553 года у берегов Полярной империи недалеко от устья реки Двины. И, будто бы, именно он обманом и подстрекательством подвиг главного кормчего английской экспедиции назваться самозваным послом Ричарда VI, чтобы добраться до Москвы и заручиться поддержкой царя всея Руси.  Именно тогда русские, якобы, впервые попробовали курить табак...

Но наивные с виду великороссы быстро разгадали чужеземца. Ишь, что удумал, сатана! Решил выше Бога быть. Его Бог за это  с неба и низвергнул да повелел ему 300 лет на одной ноге стоять. «А зачем мне, - говорит, - на одной ноге стоять? Я всем табак дам, и все мои будут». Экий хитрец! Поэтому-то табак  12 раз и проклят. Как сказал один старообрядец, «до потопа воду в рот брали, дак потоп сделался. А теперь курят все - огонь в рот берут - дак огонь будет». А еще люди говорили, что табак курить грех потому, что когда Исус Христос шёл по граду, все травы ему поклонились, а не поклонился только табак...  

Изначально, не смотря на все дьявольские уловки, в России сложилось резко отрицательное отношение к табаку. В 1634 году он был предан анафеме на соборе, а все употреблявшие его подлежали отлучению от церкви. В законодательстве, составленном при Михаиле Федоровиче, за  хранение и торговлю табаком определялась смертная казнь. По Уложению царя Алексея Михайловича (1649 г.) курильщиков наказывали кнутом, рвали им ноздри, резали носы, ссылали на поселение в дальние города с конфискацией имущества.

В дальнейшем, после раскола, табак стал важнейшей темой в полемике старообрядцев с господствующей Церковью. В первый его период, например, даже такой, казалось бы, далекий от нашей темы элемент, как  троеперстное крестное знамение понималось как щепоть, которой берут табак. Одновременно существовало и другое толкование - понимание троеперстного крестного знамения как печати антихристовой, которая должна появиться на правой руке и на челе. Тогда же мирских людей называли не иначе как табачниками. Это говорит о том, что в старообрядческой культурной традиции запрет на употребление табака является не просто бытовым запретом, но входит в систему эсхатологических представлений, что тесно связано с историей распространения табака в России.

Со второй половины XVII в. начало складываться отношение к табаку как «сатанину зелию», «антихристовой траве», закрепившееся в текстах о его скверном происхождении. К наиболее известным относится «Сказание от книги, глаголимая Пандок, о хранительном былии, мерзком зелии, еже есть траве табаце, откуду, и како зачатся, и разсеяся по вселенней, и всюду бысть» (ок. 1679 г.). В нем распространение табака вписано в контекст Священной истории как событие, предшествующее кончине мира; событие, являющееся исполнением пророчеств Апокалипсиса. Утверждается, что причастные к употреблению табака лишены возможности попасть в рай. Эти представления основаны на старообрядческом мировоззрении, которое главным образом определяется двумя тесно связанными между собой учениями: о конце света и об антихристе. По вопросу о природе антихриста мнения старообрядцев разделились: одни считают, что его явление будет чувственным (в образе человека), другие - духовным (как определенное состояние умов). Последнее характерно для беспоповцев. По их учению, чтобы не быть причастным «духу антихристову» надо соблюдать определенные нормы поведения. Для выявления этих норм и существует система запретов. Одна из основных функций которой защитная - направлена на отталкивание окружающего греховного мира. Один из элементов этой системы - запрет на употребление табака.

Бог с ними с беспоповцами, но мы то с вами знаем, что дьявол материален, а что до умов, так то ж все от лукавого. Сам сатана не дает оснований для других толкований. Вспомним хотя бы Петра Первого, который впервые официально разрешил ввоз табака в Россию. Не случайно же в старообрядческих писаниях ему приписываются черты антихриста. Многие сегодня задаются вопросом, почему в глазах царя курево стало символом новой культурной жизни?  Понятное дело – дьявол попутал... Когда в ходе первой своей поездки в Англию царь заключил с местными купцами договор о свободном ввозе в Россию табака, владелец торговой компании заметил ему, что, сколько он знает, русские ненавидят табак и считают за грех его употреблять, на что Петр ответил, что переделает своих подданных, как только вернется домой. И слово он свое выполнил. Когда некий  работный человек из Руссы осудил царя за то, что тот «пустил такую проклятую табаку в мир», тот был казнен зверски, ибо в представлении царя, облик культурного человека (парик, чулки с башмаками, короткие штаны) был неполон без трубки в зубах. А вот еще один интересный факт.  До своего знаменитого указа 1697 года, которым официально на территории России разрешалось  свободное обращение табака, Петр предоставил негласную привилегию торговать им в Немецкой слободе, кому бы вы думали? Якову Брюсу, о котором Александр Пушкин в романе «Арап Петра Великого»сказал: «Ученый Брюс, прослывший в народе Русским Фаустом»! Это о нем, Брюсе-архиметчике, Брюсе-чернокнижнике, ходила легенда, согласно которой в Сухаревской башне он будто бы делал золото из свинца, составлял эликсир живой и мертвой воды, дающей бессмертие...

Чур меня, чур меня, но то, что удумал Петр Алексеевич на заре своего правления, ничем как дьявольским промыслом не объяснишь. Речь идет и о его, пожалуй, самом странном изобретении, а именно, о Всешутейном, сумасброднейшем и всепьянейшем соборе. Ученные до сих пор спорят, что же это было такое: пародия или прямое издевательство над духовенством, профилактика порока, лихая выходка гуляки или что-то еще. Нам представляется, что, все-таки, нечто иное. Говоря современным языком, а он нашему герою (вы поняли, кого я имею в виду) чужд не был, мы имеем дело с обыкновенным PR-ом. Впрочем, не совсем обыкновенным, но хорошо продуманным и тонко исполненным PR-ом.

Петр первый и табак

Все дело в том, что когда, по возвращении своем из-за границы в 1697 году, Петр прекратил всякое преследование и дозволил употреблять табак и торговать им, то это нововведение встретило самое сильное  сопротивление со стороны приверженцев старого порядка, и в первую очередь со стороны духовенства. Желая сохранить изданный им указ от 1-го февраля 1697 г. о свободной торговле табаком, Петр I вынужден был пойти на хитрость. (Мы то знаем, кто его надоумил...). По наущению князя тьмы он объяснил патриарху, что торговля и употребление табака в России дозволены лишь иноземцам, и что запрещать курить и нюхать табак, ввиду сильного их пристрастия к нему, значило бы воспретить им практически въезд в Россию. Таким образом, повеление государя осталось в силе, а духовенство, со своей стороны, начало преследовать табачников, находя сочувствие в поборниках старого порядка вещей.  Жертвой такого преследования чуть было не стал Гостиной Сотни Мартын Богданов, которому на определенное время было предоставлено исключительное право торговать табаком. За согласие принять заведование табачным сбором патриарх отлучил его вместе со всем его домочадцами от церкви, и только вмешательство Петра I помогло снять патриаршее заклятие.

Испытывая давление со стороны Церкви, по нашему предположению, Петр (точнее тот, кто за ним стоял) избрал самый верный способ борьбы: он довел все до абсурда, до такой гиперболы, после которой увлечение табаком могло показаться детской забавой, или вполне пристойным занятием. Не случайно табачные атрибуты играли не последнюю роль в грубоватых церемониях коллегии пьянства. Судите сами: с помощью табака в мероприятиях Всешутейшего собора пародировался фимиам церковных служб, а скрещенные трубки выступали в роли кощунственного подобия распятия. Шутовской патриарх, или, иначе князь-папа (он был попеременно то православным, то католическим церковником), крестил свою паству крест-накрест сложенными курительными трубками и причащал из своего «евангелия», под обложкой которого скрывались не священные тексты, а бутылка «беленькой». Время от времени вся пьяная коллегия выезжала в город, повергая в смятение добропорядочных христиан своими непотребными шутками.

Бахус голова иллюстрация
Михаил Александрович Врубель. Карандашный рисунок гипсовой головы (голова Бахуса). 1881

И надо сказать, что дьявольский план дал свои результаты, да такие, что Петр сам был не рад подсказанной ему затее…

(Продолжение следует)

 

Комментарии пользователей