Как уже отмечалось в предыдущих статьях, со второй половины XVIII века привычка употребления нюхательного табака вошла в моду среди китайской знати и высокопоставленных чиновников в Пекине, а затем постепенно и во всей стране. Нюхательный табак в Китае ценили как лечебное средство от простуды, головной боли и расстройства желудка. По этой причине нюхательный табак носили в маленьких бутылочках, как и прочие лекарства. К пробочке от флакона обычно прикреплялась маленькая ложечка для извлечения табака. Бутылочка с нюхательным табаком заменяла табакерку, которой пользовались европейцы и которая не прижилась в Китае.
Обладание редкими табачными флакончиками стало признаком высокого социального положения и престижа своего владельца. Их преподносили в качестве ценного подарка, и даже взятки. Так у маньчжурского государственного деятеля эпохи Цин Нюхуру Хэшэня (1750-1799), фаворита императора Цянлуна и величайшего коррупционера в китайской истории, была коллекция из 2309 изысканных табачных флакончиков.
В очаровательные флаконах, предназначенных для нюхательного табака, отразились древнейшие традиции декоративно-прикладного искусства Китая. Сегодня они являются объектом мечтаний любого коллекционера восточных ценностей. Известно, что в России собиранием китайских табакерок занимался император Николай II. Страстными коллекционерами табачных флакончиков были первые Цинские императоры Канси, Юнчжэн и Цяньлун. Оригинальные табакерки изготавливались для них и двора в императорских мастерских лучшими мастерами. Сегодня коллекционеры китайских табакерок есть во всех концах света. Созданное в 1968 году в США Общество любителей китайских табакерок получило в 1974 году статус международной организации. Достаточно сказать, что только в Гонконге известно тринадцать великолепных частных коллекций, не говоря уже о музейных собраниях.
Табачный флакончик был небольших размеров 4-8 см, китайцы носили его в длинных рукавах традиционной одежды, не имевшей карманов. Материалом для изготовления служили — стекло, фарфор, различные металлы, полудрагоценные камни. Флаконы делали из материалов органического происхождения — бамбука, дерева, слоновой кости, панциря черепах, кораллов. Даже после того, как нюхательный табак начали производить в самом Китае, он сохранил свою ассоциацию с внешним миром. В этом смысле культура производства бутылочек для нюхательного табака династии Цин была изначально весьма космополитична. Широко эклектичные и синкретичные по материалу, технике и тематике, сами бутылочки для нюхательного табака часто прославляли иностранное: нефрит с гор и пустынь Восточного Туркестана (Синьцзян); кораллы из Японского моря; жадеит и янтарь из Бирмы; расписные эмали на золоте, меди и стекле (техника, которой китайцы научились у швейцарских и французских иезуитов); слоновая кость из Южной Азии и Африки; янтарь с Балтики, наряду со стеклом, фарфором, бамбуком, лаком, кокосовым орехом, кожурой мандарина и так далее.
Традиционными остаются каменные табакерки. Они были популярны среди интеллектуалов, и являлись желанным предметом в интерьере «кабинетов ученых», который обычно не перегружался ничем лишним. Табакерки из камня могли вырезать не только классической формы, но и в виде бабочек, цветов, плодов и листьев. В последнее время популярны китайские табакерки из стекла. Они очень разнообразны: имитируют камни, подражают венецианскому стеклу, бывают резные, из прозрачного или многослойного стекла. Табакерки из многослойного стекла сначала выполняются в технике литья, а потом на них наваривается несколько слоев стекла другого цвета. Они обладают очень красивым рельефом. Рельефный декор тщательно дорабатывается, дополняется гравировкой. Украшая фарфоровые табакерки, мастера используют практически все известные техники: роспись кобальтом, живопись в гамме «зеленого», «черного» и «розового» семейства.
На некоторых флаконах были изображены европейские сюжеты: белокурые женщины и дети, иностранные моряки, утонченные денди в треуголках и пасторальные сцены с деревенскими домами. Другие копировали циферблаты европейских часов, еще один импортный предмет, очень популярный среди китайской элиты XVIII века.
Китайские бутылочки для нюхательного табака часто декорируются орнаментами, различными рисунками и узорами, которые и определяют стоимость и качество флакона. Некоторые флакончики лишены каких-либо украшений, в свою очередь другие, наоборот, богато декорированы. В основе оформления бутылочек для нюхательного табака лежит богатая символика китайского искусства. Не один узор не лишен смысловой тематики, каждый рисунок отражает исторический, философский, религиозный или мифологический образ.
История китайских стеклянных табакерок-бутылочек поистине удивительна. Один из самых ранних экземпляров хранится в коллекции Кена К.Л. Ло, он датирован 1646 годом и подписан: «Сделал Чжэнь Рончжань во втором году правления императора Шуньчжи». Другая ранняя бутылка относится к 1653 году. Ее изготовил мастер Чжэн Цзуньчжан, и хранится она в Чикагском музее естественной истории. Поистине великолепны китайские табакерки династии Цин (1644–1912 гг.). Цинский император Шэнцзу, правивший с 1662 по 1722 год под девизом Канси («процветающее и лучезарное»), был сильным и мудрым правителем, открытым для западной культуры и науки. Современник первого российского императора Петра I, он покровительствовал европейскому стилю в прикладном искусстве. К 1680 году он организовал при своем дворце в Пекине несколько мастерских. Искусству нанесения эмали китайских мастеров обучали иезуиты, работали здесь и мастера-французы — вот почему некоторые бутылочки отмечены явным европейским влиянием. В 1715 году члены иезуитского ордена Штумпф, Суарес, Буве и Перренин преподнесли императору две табакерки-бутылочки. Период Канси дал нам замечательные табакерки из нефрита, фарфора, халцедона и стекла.
Еще один период расцвета китайской бытовой культуры приходится на царствование императора Хунли (1735–1796). Правил он под девизом Цянлун («непоколебимое и славное»), и весьма успешно: границы империи расширялись, население выросло со 143 миллионов в 1741 году до 200 миллионов в 1762 году. Богатство империи отражалось в роскоши быта высшего чиновничества и знати. В этот период также были созданы замечательные табакерки. Особым стилем XVIII века была надглазурная живопись эмалевыми красками на фарфоре и молочно-белом стекле. Такой стиль называется «гуюэсюань», что означает «павильон старой луны». Цветовая гамма принадлежала «розовому семейству», и гармонично сочеталась с изысканным витиеватым орнаментом. В XIX веке получили свое распространение стеклянные флакончики с росписью на внутренней стороне стенок. Такой рисунок требовал весьма кропотливой работы, ведь он выполнялся тонкой изогнутой кисточкой, введенной внутрь табакерки через узкое горлышко.
Поначалу табакерки делали только при дворце. Ими обменивались приближенные императора в знак милости и признательности. Сегодня опытные коллекционеры охотятся именно за табакерками из императорских мастерских, поскольку изготовленные за пределами дворца копии не достигали художественного уровня оригиналов. Постепенно любовь к табакеркам охватила все слои населения. В 1830 году в своей книге «Китайцы» (The Chinese) сэр Фрэнсис Дэвис писал, что китайца редко можно увидеть без табакерки. С падением династии Цин в 1912 году пришло в упадок и прикладное искусство, в том числе – искусство изготовления табакерок, хотя некоторые мастера хранят эту традицию: несколько уникальных вещиц были выполнены сравнительно недавно. Для росписи табакерок конца XIX — начала ХХ века характерна красная краска на основе железа в качестве фона, и иллюстрация золотых рыбок, бабочек, драконов, летучих мышей в ведущем рисунке. Изображались также персонажи мифов и сказок, реальные и выдуманные животные, различные китайские символы благополучия.
Табачные флакончики получили широкое распространения и в других странах Юго-Восточной Азии, Японии, Индии. В Европе, китайские табачные флаконы становятся очень модными у высшего света в XIX веке, в эпоху Королевы Виктории. Но всё же для Европы и России, более популярен был другой аксессуар для нюхательного табака – табакерка.
(Продолжение следует...)
Комментарии пользователей