Пьянящее золото на холме Красной пагоды (продолжение 5)

Автор еженедельной колонки

В снежный день, под завесой дыма,

Обессиливший господин  спит полупьяным сном.

Он  только что отправил письмо даме в Тяньтай,

Умоляя ее не выращивать цветы персика, 

А выращивать только табак.

Ю Тонг (1618–1704)

Китайские фермеры выращивали оба вида Nicotiana, пригодных для употребления, но Nicotiana tabacum, безусловно, получил более широкое распространение. В Китае его выращивали исключительно для использования в качестве трубочного табака, и его цена сильно варьировалась в зависимости от происхождения и качества листьев. Nicotiana rustica (махорка), в Китае  культивировалась только в определенных районах, особенно в Ганьсу и западной части провинции Фуцзянь, для использования в кальянах. Тщательно выделанная, махорка, как правило, была очень дорогой. 

цветы табака

Китайский табак дополнительно дифференцировался по названиям — по сути, по фирменным наименованиям — что теоретически позволяло китайским курильщикам делать осознанный выбор, исходя из качества табака, который они покупали. Табачные изделия обычно именовались в честь местности, где табак был выращен или выделан. Со временем, особенно по мере значительного распространения региональных и местных сортов, табак, выращиваемый в разных районах страны, также стали классифицировать по определенным отличительным качествам или характеристикам. Так, желтая, мелко резанная махорка, выращенная в горах западной Фуцзяни и выделанная в Юньдине идентифицировалась как tiaosi yan («мелко резанный табак»), более грубый и темный табак из Чжанчжоу получил название ухоу янь («черно-вороной табак»), а слегка зеленоватая махорка из Ланьчжоу была известна как цинтяо янь («зеленый мелко резанный табак»). 

Вообще, следует отметить, что китайская терминология, относящаяся к табаку, весьма своеобразна. Использование иностранного слова там-ба-ку (та-ма-ку) ограничивалось письменным языком. Какое-то время оно сохранялось в своей сокращенной форме  «ма-ку» для обозначения сигарeт в портах Кантона и Фу-киен. Само же растение имело самые разные названия: «дым-трава», «дым-цветок», «дым-огонь», «дым-лист», и даже «дым-вино», потому что, как и вино, табак опьянял людей. Иногда курительный табак называли просто «дым», а нюхательный  табак — «нос-дым». При этом процесс поглощения дыма китайцы называли «есть» или «вдыхать» дым, в то время как японцы и тибетцы говорили «пить табак». Существовали и более поэтичные названия табака. Его называли, например, «травой тоски и любви», потому что тот, кто один раз попробовал табак, уже не мог забыть о нем. Иногда табак называли даже «дымом, возрождающим душу», так как курение его вселяло в человека новые силы. Звали его и «травой вежливости» так как он объединял людей всех общественных классов. Среди членов тайных сект, табак был известен как «имбирь», а «есть имбирь» означало  курить его.

табак, выращиваемый в разных районах страны, также стали классифицировать по определенным отличительным качествам или характеристикам.

Из всего многообразия табачных терминов связанных с Китаем меня более всего интриговало словосочетание «китайский шар», имевшее широкое употребление в XVII веке и попавшее даже во многие официальные документы того времени. Не найдя других объяснений, я как-то очень быстро смирился с самой простой версией, показавшейся мне очевидной. Где-то я прочитал, что китайцы набивали свои знаменитые трубки «ганзы», примечательной особенностью которых было наличие малюсенькой по современным меркам чашки, табаком, скатанным в маленький шарик. Вот вам и китайский шар! Все так просто…

Да все просто, но совсем не так. Действительность оказалась куда более прозаичнее. Как явствует из исследования «Самодийско-тунгусо-маньчжурские связи» слово «шар», возможно, имеет монгольские корни. На этой версии настаивает, в частности, В. Штейниц. Согласно ему, русское словосочетание «шар-табак» произошло от монгольского «sira tamaki», что в переводе означает не что иное, как «желтый табак» ( sira, шар – желтый,  tamaki – табак). И уже из русского языка исходное «шар-табак» перекочевало в языки сибирских народов (эвенки, манси) в виде Scharr-Tabak.

Противники этой версии указывают на то, что основным русским названием табака в Сибири было все-таки не «шар», а «табак». По их мнению, слово «шар» могло проникнуть на северо-запад Сибири еще в дорусский период и, в последствие, быть усвоено русскими от аборигенов. Было бы хорошо, если бы при этом нам указали еще и источник… 

Есть и другая версия. Так Г.Ф. Миллер указывает, что под бухарским названием Schar в Сибири впервые стал известен бухарский табак. Так что происхождение слова «шар» в русском языке представляется пока невыясненным.

Торговец табаком в своей лавке
Торговец табаком в своей лавке


Различные качества, такие как цвет, текстура и аромат, характеризуемые  разговорными названиями табака, возникли,  частично, благодаря различным условиям окружающей среды, в которых производились эти разные сорта табака. Так, например, аромат табака сильно зависел от природных факторов, таких как состав почвы, климат и количество осадков в  данный вегетационный период. Соответственно, табак, выращенный на лесной почве в окрестностях Ланьчжоу, отличался, например, от табака, выращиваемого на кислых красных почвах Пучэна или на бурых почвах Цзинина.

Не в меньшей степени, чем природные факторы, на выбор конкретных методов выращивания табака (а, следовательно, и на его качество) влияли соответствующие режимы ведения сельского хозяйства (налоговые ставки, права собственности, размер фермы, доступная рабочая сила, происхождение и доступ на рынки).  На качество табака также влияло соседство его с другими сельскохозяйственными культурами. Например, в низменных районах южной части Китая, где орошаемые поля были нормой, табак выращивался наряду с рисом, а на высокогорных участках он чередовался с натуральными культурами, такими как сладкий картофель и кукуруза. На севере его часто сажали весной или летом после уборки озимой пшеницы, а на юге его чередовали (обычно осенью) с фасолью, сладким картофелем и сахаром.  

Престиж конкретного регионального бренда повышался несколькими способами. Очевидно, что на ранних стадиях важную роль в формировании лояльности к бренду играло сарафанное радио. Позднее в этот процесс включились владельцы магазинов и торговцы, заинтересованные в продвижении своей продукции. Для этого они использовали, в частности, рекламные вывески, сигнализировавшие потенциальному покупателю, что они продают «знаменитые» «Шима», «Пученг», или другие региональные табаки. Составители справочников также восхваляли табак, выращенный в их родных местах, сравнивая местный лист с тем, что производится в самых известных районах Китая.

выращивание табака

 В восемнадцатом веке начали появляться специализированные справочники по табаку. Такие руководства, как, например, «Цзинь си лу» («Летопись золотых лоскутков») Ван Шихана и «Яньцао пу» («Пособие по табаку») Чэнь Конга, рассказывали читателям о качестве табака, выращиваемого в разных регионах, а также о соответствующих аксессуарах, необходимых для того, чтобы в полной мере насладиться процессом курения. Время от времени, благодаря рекламе, обеспечиваемой такими публикациями, некоторые региональные табачные изделия становились довольно широко известными. Сравнительные рейтинги региональных табаков премиум-класса в специализированной литературе были довольно стабильными, но не были полностью статичными — различные региональные бренды со временем становились все более заметными. В семнадцатом веке лучшим табаком в стране считался табак «Шима», выращенный в Чжанчжоу. Однако в восемнадцатом веке табак «Шима» был вытеснен сначала табаком «Пучэнг», а затем и табаком «Йондин». Репутация табака «Йондин» была упрочена после императорского правления Цяньлуна. Департамент домашнего хозяйства возвел «тяньоси янь» в ранг «превосходного» табака, пригодного для употребления в императорском семействе. Этот статус сделал табак «Йондин» высоко ценимым и очень дорогим. Его могли позволить себе курить только очень богатые люди. Другие известные табаки, хотя и не такие дорогие, как «тяньоси янь», тем не менее, оставались предметами роскоши, недоступными для большинства курильщиков. 

Не обходилось, конечно, и без разного рода махинаций. Те торговцы, чья продукция производилась в менее известных регионах, иногда выдавали свои собственные табачные изделия за более престижные сорта. Например, сычуаньский табак, выращенный в Пиксиане, продавался торговцами из Шаньси и Шэньси как табак «Ханьчжун», а табак, выращенный в Гуангсине (Цзянси), первоначально идентифицировался как табак «Пучэнг». Потребителям приходилось постоянно быть начеку, чтобы не приобрести поддельный табак.

кусты табака

К середине правления династии Цин табачные лавки стали обычным явлением по всему Пекину. В эпоху Цяньлуна в Сучжоу было уже восемь высококлассных табачных лавок, три из которых специализировались на табаке из северных районов провинции Фуцзянь. К середине XVIII века Шанхай импортировал не только выращенный внутри страны табак из провинций Фуцзянь и Гуандун, но и очень дорогой табак из Японии. После 1760 года жители Гуанчжоу, единственного прибрежного порта, где европейским и американским торговцам было разрешено вести бизнес, имели доступ не только к внутри производимому табаку, но также  и к  бразильскому и чесапикскому нюхательному табаку, выделанному в Европе. В Ханькоу девятнадцатого века было «головокружительное множество розничных магазинов», включая те, которые специализировались на переработанном табаке из Ханьчжун (Шэньси) и Цзюньчжоу (Хубэй). Некоторые, но не все табачные изделия, широко доступные в крупных городах самых богатых макрорегионов, также можно было найти и в более периферийных районах страны. Магазины (яндиан), в которых продавалось множество сортов табачных изделий, как местного производства, так и импортируемых из-за рубежа, можно было найти во многих торговых городах и поселках местного значения, а также в региональных мегаполисах.

В крупных городах Гуанси насчитывалось от двадцати до тридцати розничных табачных лавок, на рынках среднего размера — около десяти, а в небольших рыночных городках — пять или шесть. Фан Бао (1668-1749), чиновник, возглавлявший кампанию против табака в начале эпохи Цяньлуна, жаловался в 1736 году, что даже в самых маленьких и отдаленных районах региона Линнань были небольшие табачные лавки. Розничную структуру цинского табачного маркетинга дополняли странствующие торговцы, которые доставляли табак и табачные принадлежности непосредственно потребителям в городских кварталах, на сельские периодические рынки или в отдаленные деревни. В некоторых случаях странствующие табачники не только продавали табак, но и сдавали трубки в аренду, чтобы потребители могли курить на месте.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей