Пьянящее золото на холме красной пагоды ( Продолжение 4)

Автор еженедельной колонки

Пудра для лица прекрасной дамы безупречна,

Легкая кисея и узкие рукава дополняют ее свежий макияж.

Дым, подобно печальной мелодии из тростниковой свирели,

Кружится на ветру.

Ее губ слегка касается мощный аромат.

Ян Гоань


Описанная манера курения, а именно «водяное курение», уже упоминалась нами. Традиция эта появилась в Средней Азии и на Ближнем Востоке, именно там начали пропускать дым от курения конопли (гашиша), а затем и табака через воду, со временем для этого была сконструирована специальная трубка – кальян. Китайцы и европейцы переняли эту манеру курения, но не ранее, чем в начале XVIII в. В Сибири же Идес и Бранд столкнулись с ранней, зачаточной формой водяного курения, когда резервуаром для воды служил не специальный отдел, как в кальяне, а рот курильщика. Подобным образом в то время в Китае табак не употребляли, что подтверждает версию о том, что в Сибирь водяное курение пришло, скорее всего, из Средней Азии.

Сегодня не подвергается сомнению, что табак проникал в Россию и из Китая. Первые сведения об этом относятся к 90-м гг. XVII в. Однако некоторые исследователи склонны полагать, что в России стали получать его гораздо раньше. Есть даже предположение, что табак у китайцев был туземным растением. Так, в одном из источников написано: «Плантации табака в отдаленной Сибири в 1690-х гг. заставляют думать, что китайцы справедливо приписывают себе разведение табака с незапамятных времен; действительно, наши сибирские поселенцы скорее могли достать его из Китая, нежели из России. Табак американский привезен в Индию в XVII столетии: о привозе же его в Китай ничего не известно. Притом, если бы китайцы и получили табак от европейцев в это время, во всяком случае, трудно предположить, что плантации его до того распространились в Китае, чтоб он мог сбывать табак за границу». Большинство современных исследователей все же не поддерживают версию о «туземном» происхождении китайского табака. Сегодня уже с достаточной долей уверенности можно говорить, что в Китае табак появился в XVI в. и получил вскоре довольно широкое распространение. Ф.И. Байков, побывавший в этой стране с посольством в 1654–1657 гг., отмечает среди товаров, встреченных им «в городе Хух-Хото, табак стоимостью по 20 и 30 лан за бахчу». По всей видимости, в это время его уже выращивали в Китае. Это подтверждается более поздним сообщением другого русского посланника, ранее цитировавшегося нами Избранта Идеса, который указывал, что китайцы «очень хорошие земледельцы и скотоводы, садят они также и табак». Идеc отмечает большую популярность табака в аристократической среде Китая, включая даже знатных дам.

На гравюре 18 века изображена китайская семья, сидящая за рисовой едой. Мать курит трубку, неся на спине ребенка.
На гравюре 18 века изображена китайская семья, сидящая за рисовой едой. Мать курит трубку, неся на спине ребенка.

В русских таможенных книгах среди товаров, привозимых из Китая, вплоть до XVIII в. табак упоминается очень редко. Вероятно, это связано с тем, что большая часть его провозилась контрабандой, поэтому официальные данные и не отражают истинной картины привоза китайского табака. Между тем к середине XVII в. жители Средней и Восточной Сибири уже достаточно хорошо были знакомы с табаком. При этом предпочтение отдавали его китайским сортам, которые курили посредством трубок-ганза. Но перед тем как приобрести широкую популярность среди местных обитателей, китайский табак и трубки-ганза должны были пройти адаптационный период, начальная стадия которого соотносится с началом XVII в.

О широком распространении китайского табака в Восточной Сибири, особенно в Прибайкалье, имеется немало свидетельств. Известен, например, факт, что в 1684 г. в Тункинскую долину вторгся десятитысячный отряд Цэцэн-нояна, который предварительно пытался склонить тункинских бурят к выступлению против русских. Эмиссары Цэцэн-нояна сулили «братским мужикам по бахче табаку и по стреле». А вот что пишет о большом пристрастии бурят к табаку один из иностранных путешественников: «Этот народ имеет также весьма удивительную наклонность к курению табака и не может прожить без него ни одного дня». Через бурят познакомились с табаком и некоторые другие народы юга Восточной Сибири.

Разборная трубка для курения кочевника из Бурятии
Разборная трубка для курения кочевника из Бурятии​

Что касается участия русских в процессе распространения табака в Сибири, то они выступили изначально не как носители определенной традиции, а лишь как посредники. Сами они еще не имели длительного опыта потребления этого зелья и, соответственно, в ходе посреднической торговли только приспосабливались к нему, перенимая опыт у бухарцев и коренных сибиряков. На протяжении всего XVII и значительной части XVIII вв. русское влияние на культуру потребления табака в Сибири практически не ощущалось. Зато первоначальный культурный импульс бухарцев задержался здесь надолго.

По мере укрепления влияния русских и расширения русской табачной торговли в Сибири коренные обитатели постепенно оказались в зависимости исключительно от русских торговцев, соответственно, и влияние русских, их моды и привычки начали доминировать в культуре потребления табака. Бухарская манера курения стала постепенно трансформироваться. В первую очередь это происходило из-за появления большего количества табака и изменения его качества. В XVII в. в Сибирь привозили в основном «китайский шар». Это был чрезвычайно дорогой и качественный товар. Во время перебоев с его поступлением сибиряки вынуждены были довольствоваться очень крепким табаком, который выращивали на юге России. В качественном отношении русский табак был хуже китайского. Лишь когда поступление китайского табака на сибирский рынок прекращалось, в связи с сокращением торговых операций, курильщики прибегали к употреблению южнорусского табака, смешанного с берестяными опилками. Иногда он добавлялся в китайский табак, но только в тех случаях, когда тот был дорог или его было мало. Кроме этого употребляли еще и сибирский табак, разведенный впервые в Тобольске. В XVIII столетии его стали разводить и в других местах, но он был так плох, что его употребляли только в «табачный голод», когда никакого другого не было.

На протяжении XVIII в. в Сибирь стали ввозить все меньше «китайского шара», но неизменно росли поставки русского табака, который обладал совершенно другими качествами. Из-за этого постепенному изменению подверглись курительные принадлежности: увеличился объем чашечек курительных трубок. В них теперь помещалось гораздо больше табака, соответственно курили его не отдельными резкими затяжками, как раньше, а втягивали дым спокойно, постепенно. В связи с этим исчезла необходимость фильтровать дым через воду. К концу XVIII в. бухарская манера курения, а также сопутствующие ей действия и приспособления исчезли, на смену им пришли новые способы потребления табака, принесенные русскими, и новые формы курительных принадлежностей.

Русские сибиряки также подвергались влиянию местного населения. Оказавшись в XVII в. в среде страстных курильщиков, русские втянулись в торговлю табаком и стали больше потреблять его. Они познакомились с некоторыми аборигенными особенностями табакокурения и заимствовали их.

Русская табачная торговля в XVII–XVIII вв. была ориентирована на местное население, русские хорошо знали вкусы и привычки коренного населения. У него русские зачастую перенимали манеру курения и способы изготовления курительных принадлежностей. Так, в материалах раскопок Саянского острога – памятника материальной культуры русских XVIII в., найдены головки курительных трубок, форма которых, в основном, очень похожа на форму головок курительных трубок, найденных в селькупских могильниках. Изготавливать трубки подобной конструкции казаки, скорее всего, научились у сибирских инородцев.

Головки курительных трубок из могильников, раскопанных А. П. Дульзоном
Головки курительных трубок из селькупских могильников, раскопанных А. П. Дульзоном

Табак, наряду со многими другими вещами и явлениями, сыграл очень важную роль в обмене культурными ценностями между аборигенами и пришельцами, обогащая их традиционный опыт и открывая пути для появления новых точек соприкосновения на бытовом уровне между русскими, коренными народами Сибири, их соседями и торговыми партнерами, включая Китай.

 

(Продолжение следует)

 

Комментарии пользователей