Пудра для лица прекрасной дамы безупречна,
Легкая кисея и узкие рукава дополняют ее свежий макияж.
Дым, подобно печальной мелодии из тростниковой свирели,
Кружится на ветру.
Ее губ слегка касается мощный аромат.
Ян Гоань
Описанная манера курения, а именно «водяное курение», уже упоминалась нами. Традиция эта появилась в Средней Азии и на Ближнем Востоке, именно там начали пропускать дым от курения конопли (гашиша), а затем и табака через воду, со временем для этого была сконструирована специальная трубка – кальян. Китайцы и европейцы переняли эту манеру курения, но не ранее, чем в начале XVIII в. В Сибири же Идес и Бранд столкнулись с ранней, зачаточной формой водяного курения, когда резервуаром для воды служил не специальный отдел, как в кальяне, а рот курильщика. Подобным образом в то время в Китае табак не употребляли, что подтверждает версию о том, что в Сибирь водяное курение пришло, скорее всего, из Средней Азии.
Сегодня не подвергается сомнению, что табак проникал в Россию и из Китая. Первые сведения об этом относятся к 90-м гг. XVII в. Однако некоторые исследователи склонны полагать, что в России стали получать его гораздо раньше. Есть даже предположение, что табак у китайцев был туземным растением. Так, в одном из источников написано: «Плантации табака в отдаленной Сибири в 1690-х гг. заставляют думать, что китайцы справедливо приписывают себе разведение табака с незапамятных времен; действительно, наши сибирские поселенцы скорее могли достать его из Китая, нежели из России. Табак американский привезен в Индию в XVII столетии: о привозе же его в Китай ничего не известно. Притом, если бы китайцы и получили табак от европейцев в это время, во всяком случае, трудно предположить, что плантации его до того распространились в Китае, чтоб он мог сбывать табак за границу». Большинство современных исследователей все же не поддерживают версию о «туземном» происхождении китайского табака. Сегодня уже с достаточной долей уверенности можно говорить, что в Китае табак появился в XVI в. и получил вскоре довольно широкое распространение. Ф.И. Байков, побывавший в этой стране с посольством в 1654–1657 гг., отмечает среди товаров, встреченных им «в городе Хух-Хото, табак стоимостью по 20 и 30 лан за бахчу». По всей видимости, в это время его уже выращивали в Китае. Это подтверждается более поздним сообщением другого русского посланника, ранее цитировавшегося нами Избранта Идеса, который указывал, что китайцы «очень хорошие земледельцы и скотоводы, садят они также и табак». Идеc отмечает большую популярность табака в аристократической среде Китая, включая даже знатных дам.
В русских таможенных книгах среди товаров, привозимых из Китая, вплоть до XVIII в. табак упоминается очень редко. Вероятно, это связано с тем, что большая часть его провозилась контрабандой, поэтому официальные данные и не отражают истинной картины привоза китайского табака. Между тем к середине XVII в. жители Средней и Восточной Сибири уже достаточно хорошо были знакомы с табаком. При этом предпочтение отдавали его китайским сортам, которые курили посредством трубок-ганза. Но перед тем как приобрести широкую популярность среди местных обитателей, китайский табак и трубки-ганза должны были пройти адаптационный период, начальная стадия которого соотносится с началом XVII в.
О широком распространении китайского табака в Восточной Сибири, особенно в Прибайкалье, имеется немало свидетельств. Известен, например, факт, что в 1684 г. в Тункинскую долину вторгся десятитысячный отряд Цэцэн-нояна, который предварительно пытался склонить тункинских бурят к выступлению против русских. Эмиссары Цэцэн-нояна сулили «братским мужикам по бахче табаку и по стреле». А вот что пишет о большом пристрастии бурят к табаку один из иностранных путешественников: «Этот народ имеет также весьма удивительную наклонность к курению табака и не может прожить без него ни одного дня». Через бурят познакомились с табаком и некоторые другие народы юга Восточной Сибири.
Что касается участия русских в процессе распространения табака в Сибири, то они выступили изначально не как носители определенной традиции, а лишь как посредники. Сами они еще не имели длительного опыта потребления этого зелья и, соответственно, в ходе посреднической торговли только приспосабливались к нему, перенимая опыт у бухарцев и коренных сибиряков. На протяжении всего XVII и значительной части XVIII вв. русское влияние на культуру потребления табака в Сибири практически не ощущалось. Зато первоначальный культурный импульс бухарцев задержался здесь надолго.
По мере укрепления влияния русских и расширения русской табачной торговли в Сибири коренные обитатели постепенно оказались в зависимости исключительно от русских торговцев, соответственно, и влияние русских, их моды и привычки начали доминировать в культуре потребления табака. Бухарская манера курения стала постепенно трансформироваться. В первую очередь это происходило из-за появления большего количества табака и изменения его качества. В XVII в. в Сибирь привозили в основном «китайский шар». Это был чрезвычайно дорогой и качественный товар. Во время перебоев с его поступлением сибиряки вынуждены были довольствоваться очень крепким табаком, который выращивали на юге России. В качественном отношении русский табак был хуже китайского. Лишь когда поступление китайского табака на сибирский рынок прекращалось, в связи с сокращением торговых операций, курильщики прибегали к употреблению южнорусского табака, смешанного с берестяными опилками. Иногда он добавлялся в китайский табак, но только в тех случаях, когда тот был дорог или его было мало. Кроме этого употребляли еще и сибирский табак, разведенный впервые в Тобольске. В XVIII столетии его стали разводить и в других местах, но он был так плох, что его употребляли только в «табачный голод», когда никакого другого не было.
На протяжении XVIII в. в Сибирь стали ввозить все меньше «китайского шара», но неизменно росли поставки русского табака, который обладал совершенно другими качествами. Из-за этого постепенному изменению подверглись курительные принадлежности: увеличился объем чашечек курительных трубок. В них теперь помещалось гораздо больше табака, соответственно курили его не отдельными резкими затяжками, как раньше, а втягивали дым спокойно, постепенно. В связи с этим исчезла необходимость фильтровать дым через воду. К концу XVIII в. бухарская манера курения, а также сопутствующие ей действия и приспособления исчезли, на смену им пришли новые способы потребления табака, принесенные русскими, и новые формы курительных принадлежностей.
Русские сибиряки также подвергались влиянию местного населения. Оказавшись в XVII в. в среде страстных курильщиков, русские втянулись в торговлю табаком и стали больше потреблять его. Они познакомились с некоторыми аборигенными особенностями табакокурения и заимствовали их.
Русская табачная торговля в XVII–XVIII вв. была ориентирована на местное население, русские хорошо знали вкусы и привычки коренного населения. У него русские зачастую перенимали манеру курения и способы изготовления курительных принадлежностей. Так, в материалах раскопок Саянского острога – памятника материальной культуры русских XVIII в., найдены головки курительных трубок, форма которых, в основном, очень похожа на форму головок курительных трубок, найденных в селькупских могильниках. Изготавливать трубки подобной конструкции казаки, скорее всего, научились у сибирских инородцев.
Табак, наряду со многими другими вещами и явлениями, сыграл очень важную роль в обмене культурными ценностями между аборигенами и пришельцами, обогащая их традиционный опыт и открывая пути для появления новых точек соприкосновения на бытовом уровне между русскими, коренными народами Сибири, их соседями и торговыми партнерами, включая Китай.
(Продолжение следует)
Комментарии пользователей