Пьянящее золото на холме Красной пагоды

Автор еженедельной колонки

Подобно тому, как ночная мгла 

 заглядывает в комнату через окно,

 за которым шумят банановые листья, 

 табачный дым проникает в мои мысли. 

     Ван Лу

Друг привез из Китая сигареты Hongtashan («Гора Красной пагоды»), которые входят в пятерку лидеров местного рынка. Это втopая пo пoпуляpнocти мapка cигapeт в миpe, пocлe Marlboro, а компания Юйси, ее производящая, занимает лидирующее положение на китайской фондовой бирже. Haчaлo пpoизвoдcтвa было пpиуpoчeнo к знaмeнaтeльнoй для Kитaя дaтe — 10–лeтию пoбeды китaйcкиx кoммуниcтoв в Гpaждaнcкoй вoйнe. Популярный бренд назван в честь xoлмa Xунтaшaн, гдe вeдeтcя пpoизвoдcтвo, и где находится знаменитая Красная пагода. Ocнoвныe пoтpeбитeли: Kитaй и Гoнкoнг.

Хoлм Xунтaшaн, гдe вeдeтcя пpoизвoдcтвo сигарет и находится знаменитая Красная пагода 

Хотя я просил  привести мне китайские сигары, так как сигареты давно не курю, подарок пришлось с благодарностью принять, потому что  по китайским обычаям сигареты дарят в знак особого расположения, и отказываться нельзя – это может обидеть дарителя. Пачка сигарет для китайца, что-то вроде подарка, а иногда и маленькой взятки. Сигареты пpинятo дapить дpузьям и выcoкoпocтaвлeнным ocoбaм и даже незнакомцам. Хотя официaльнo упoтpeблeниe тaбaкa в oбщecтвeнныx мecтax Kитaя зaпpeщeнo, нo cигapeты здесь куpят пoвceмecтнo: в лифтe, тpaнcпopтe, вo вpeмя oбeдa. Oднoй из пpичин пoвceмecтнoгo куpeния cчитaeтcя дocтупнocть китaйcкиx cигapeт. Taбaчнaя пpoдукция этoй cтpaны oтнocитcя к caмoй дeшeвoй в миpe, нo имeютcя и дopoгиe пpoдукты, пoпуляpныe тoлькo cpeди выcoкoпocтaвлeнныx ocoб и людей c выcoким уpoвнeм дoxoдa.

Этот неожиданный подарок навел меня на мысль о том, что о китайской табачной промышленности мы до сих пор знаем, мягко говоря, не очень много. Попробуем восполнить этот пробел, тем более что сама жизнь заставляет нас пристальней присмотреться к Поднебесной. Начнем, естественно, с истории.

китайские сигареты Hongtashan

Когда и как табак впервые попал в Китай, сегодня установить с точностью уже не представляется возможным. Однозначно можно утверждать только, что проникать на его территорию он начал в эпоху правления династии Мин (1368-1644 гг.), известной своей торговой экспансией во внешний мир и установлением культурных связей с Западом. Очевидно, что китайцы, являясь активными участниками торгового обмена, имели достаточно возможностей познакомиться с этим диковинным растением и его применением. До 1560 года, когда династия Мин отменила официальные запреты на заморскую торговлю, китайские купцы, базировавшиеся в Фуцзяни, уже вели подпольную торговлю со своими коллегами в Японии и Юго-Восточной Азии. По мере того как к азиатским игрокам в регионе начали присоединяться европейцы, привычка курить табак, быстро вошедшая в обиход европейских, арабских и индийских моряков во второй половине XVI века, распространилась и среди  китайских моряков. 

Первыми на Востоке с табаком познакомились японцы. Случилось это в 1542 году, когда португальцы ввезли табак на остров Ниппон, он же - Хонсю. Некоторые исследователи считают, что именно отсюда в 1560-х годах табак и попал в Китай. Однако, существует и другие версии. Согласно одной из них, в конце правления императора Ваньли (годы правления 1573-1620) табак завезли в Чжэнчжоу и Цюаньчжоу, два главных порта на юго-восточном побережье провинции Фуцзянь. Его привезли сюда на кораблях китайских купцов, торговавших с испанцами в Маниле. Фермеры из Чжэнчжоу принялись с энтузиазмом выращивать табак, в результате чего «табака там стало больше, чем в Лусоне». Увлечение им достигло таких масштабов, что последний император династии Мин Чжу Юцзянь (1627-1644) за два года до того как повеситься у подножия горы Цзиншань при виде мятежников, осадивших столицу, выпустил указ, запрещавший курение табака. «Простолюдины», нарушившие указ, «должны были наказываться так же, как предатели государства, перешедшие на сторону варварских племен». 

В 1662 году в возрасте шести лет на престол взошел император Канси из маньчжурской династии Цин. В 1676 году он повторил запрет предыдущего правителя, издав указ, запрещавший курить во дворце. Курение было названо «преступлением даже более страшным, чем пренебрежение стрельбой из лука». Однако, это был один из немногих императорских запретов XVII века, не возымевших никакой силы. Дело в том, что менее чем за сто лет китайцы настолько пристрастились к табаку, что культура курения здесь окончательно укоренилась во всех сословиях, и табак, вкус которого когда-то считался «диковинным», теперь курили каждый день. Сам император упоминал, что он часто видел табак в доме своей кормилицы. Все до одной женщины, в окружении которых он рос, курили. Курили и мужчины. Заядлым курильщиком был двоюродный дедушка Канси, главный регент его отца, Доргонь. Известно, что когда в Пекин приезжали корейские послы, они всегда привозили Канси свой лучший табак. Канси не сообщает, в каком возрасте он начал курить. Однако мы знаем, что в те времена китайцы не видели причин для того, чтобы отгораживать детей от вещей и занятий, которые доставляли удовольствие взрослым. Позже Канси, вероятно, пересмотрел свою точку зрения на курение во дворце, так как в 1684 году запрет был заменен требованием, чтобы придворные и слуги курили осторожно.

Табачная история Китая

Изначально в курении табака мужчины-китайцы видели профилактическое средство от бубонной чумы и курили сигары по примеру испанцев и португальцев. Чуть позже к курению пристрастились дети и женщины. Китайцы полюбили курение также за то, что оно оказывало на них опьяняющее воздействие. Не случайно табак в народе нарекли «пьянящим золотом». Курение быстро стало неотъемлемой частью традиционной чайной церемонии. Знать возносила хвалу его целебным свойствам — от профилактики малярии до лечения ревматизма и простуды. Всего за одно поколение культура курения распространилась по всему Китаю. Знаменитый писатель Цюань Цзуван (1705-1755) в своем известном очерке о табаке утверждал, что «суть табачного дыма не в том, чтобы давать тепло, а в чистом удовольствии и воспарении духа. Когда человек подавлен, табак может развеселить, направить энергию ци и открыть энергетические каналы. Он может отрезвить пьяного, хоть сам и опьяняет. Он рассеивает скуку и суету повседневной жизни». 

Юго-восточный путь был не единственным направлением, по которому табак проникал в Китай. На его северо-восточной границе жили маньчжуры, которые в 1644 году вторглись в страну. Они научились курить раньше северных китайцев. Маньчжуры передали табак, а вместе с ним привычку курить китайским солдатам, охранявшим северо-восточные границы Китая в 1620-х годах. Северо-восточная граница оказалась весьма проницаемой, особенно в начале XVII века, когда политическая нестабильность позволяла каперам проскальзывать через линии обороны династии Мин с территории, удерживаемой маньчжурами. 

Существует мнение, что маньчжуры переняли навык курения от корейцев. В 1620-х и в 1630-е годы они, приобретая табак у японских торговцев, перевозили корейские сорта в Маньчжурию. Контрабандисты, действовавшие у западного побережья Корейского полуострова, делали то же самое с китайским табаком. В реальности, маньчжуры стали последним звеном длинной цепочки, обогнувшей весь земной шар: табак попал к корейцам от японцев, к японцам от португальцев в Макао, которые выращивали его на своих плантациях в Бразилии. Таким образом, табак с  востока попал в Китай двумя дорогами, обе из которых начались в Южной Америке, но одна шла по маршруту испанских, а другая по маршруту португальских колонизаторов.

Курение табака в Древнем Китае

Самым ранним источником информации о знакомстве корейцев с табаком и курением является голландец Генри Хэмел (Henry Hamel) из Горкума, который с группой голландских моряков путешествовал с 1653 по 1668 год и, потерпев кораблекрушение, провел в плену в Корее тринадцать лет. В своей реляции, появившейся в 1668 году, он пишет, что пятьдесят или шестьдесят лет назад корейцы переняли у японцев секреты выращивания и употребления табака, который ранее был им неизвестен. Семена, как сообщили корейцам по этому случаю, были привезены из  Нампанкука (Nampankouk) или «страны Намбан» (Namban), то есть страны южных варваров (имеются в виду Португалия, а впоследствии и Голландия). Поэтому они часто называли это диковинное растение  «нампанкой» (Nampankoy). 

Как отмечалось выше, табак был завезен в Корею из Японии в начале семнадцатого века, вскоре после того, как он стал известен в Стране Восходящего Солнца. Хамель рассказывает, что вначале, когда табак впервые был завезен в Корею, люди покупали его на вес серебра и относились к нему с уважением. При этом они называли Нампанкук одной из лучших стран в мире. Во времена Хэмела курение было распространено повсеместно, и им предавались представители обоих полов, даже четырех- и пятилетние дети.

Корейцы рассказывают следующую историю о зарождении табака. Один из их королей потерял любимую придворную даму, которую он очень любил, и оплакивал ее смерть. Дама явилась ему во сне и сказала: «На моей могиле ты найдешь траву, называемую табаком. Собери его, высуши над огнем и вдыхай его дым! Это остановит твое горе и заставит тебя забыть о своей печали». Король подчинился ее приказу, нашел траву и размножил ее семена в своей стране.

Несмотря на усилия раннего маньчжурского государства Цин запретить табак, многие из его элиты ко времени взятия Пекина в 1644 году уже были заядлыми курильщиками. В течение определенного времени  корейский табак был большим фаворитом китайцев. Два раза в год корейцы отправляли миссию с данью уважения в Пекин, и среди их подарков, преподносимых императору Китая по этим случаям, как правило, был мелко резаный табак, который китайцы предпочитали своему собственному продукту.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей