Как я уже писал однажды, в моей коллекции есть несколько старинных пособий для любителей сигар. Все они представляют большой интерес для исследователей всемирной истории табака, а также для увлеченных табакопоклонников. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагмент одной из таких работ, в которой читатель найдет весьма забавную информацию о способах фальсификации табака в сигарах и других табачных изделиях. Выносим на ваш суд одну из глав в моем авторском переводе пособия Tobacco: growing, curing & manufacturing. A Handbook for planters in all parts of the world, изданное в Лондоне в 1886 году. Автор Ворнфорд Локк.
«ФАЛЬСИФИКАЦИИ И ЗАМЕНИТЕЛИ ТАБАКА
Говорят, что в Тюрингии ежегодно производится более 1000 тонн сушеных листьев свеклы, выдаваемых за табак. Эти листья, а также листья цикория и капусты аналогичным образом используются в Магдебурге и Пфальце. Многие из сигар Vevey из Южной Германии полностью состоят из листьев капусты и свеклы, выдержанных в течение длительного времени в табачной воде. Для этих целей также используются листья других растений, таких как ревень, щавель, лопух и мать-и-мачеха.
Все это разнообразие предназначено в основном для сигар. Для подмены курительного табака используют цветки ромашки, которые вымачивают в воде, затем окрашивают и подслащивают древесиной и лакрицей. После сушки их смешивают с табаком в пропорции 70-80%.
В Америке в качестве покровного листа и наполнителя для сигар наиболее широко используется специально изготовленная коричневая бумага, пропитанная соком, отжатым из табачных стеблей и других отходов. В нюхательный табак добавляют стертые в порошок древесину разных пород, крахмалы, пищевые продукты и пигменты.
В одной нью-йоркской газете сообщается, что в Гавану недавно поступило большое количество коричневой соломенной бумаги, которая должна использоваться при изготовлении гаванских сигар. Соломенная бумага, пропитанная соком табачных стеблей, скручивается вместе с табачным листом таким образом, что зачастую невозможно обнаружить фальсификацию.
Доктор Джейкобсон, пишущий для Industrie Blatter, отмечает, что избежать обнаружения не составляет труда, если бумага специально подготовлена для этой цели из подходящего сырья. Давно известно, что бумага для сигар, пропитанная раствором жидкого стекла, не дает запаха бумаги при сгорании. Патент № 210,538, выданный Патентным бюро Соединенных Штатов 3 декабря 1878 года, указывает, что "заменителем" могут быть — шиповник, красный клевер, иссоп, хмель, кора вяза скользкого, просмоленная веревка, пеннироял, листья коровяка обыкновенного, кинникиник, кора дикой вишни и женьшень. Это — оригинальная комбинация, призванная приблизиться по эффекту, внешнему виду и аромату к табаку. Ее можно признать удачной: считается, что хмель, также как и листья коровяка, обладает слабым наркотическим действием, равно как и болеутоляющими свойствами. Клевер и иссоп обладают пекторальным эффектом, а вяз скользкий — жаропонижающим. Женьшень, ароматный и острый, имеет отличную репутацию среди китайцев как стимулирующее и тонизирующее средство. Просмоленная веревка, как мы предполагаем, предназначена для придания смеси лучшей горючести.
Важный момент при выборе материала для изготовления смеси, заключается в том, чтобы получить в результате листья, содержащие, как и табак, изрядный процент нитрата калия; от этого зависит его пирогностическая ценность, что, помимо аромата, имеет решающее значение.
Табаку, как и тем, кто его курит, приписывают множество грехов, в которых он не виновен. Грозящая курильщику потеря здоровья, во многих случаях связана не с самим табаком, а с каким-то злодейским составом носящим его название. История, рассказанная директором лаборатории Inland Eevenue в отчете за прошлый год, наглядно показывает, насколько легко это может случиться. Контролер в Бирмингеме, заметив, что некий товар продается в упаковках по очень низкой цене под названием "курительная смесь", отправил образец в лабораторию для исследования, и в нем было обнаружено большое количество растительного вещества, напоминающего раздавленные головки цветков ромашки. Дальнейшее расследование привело к обнаружению изготовителя.
Процесс производства состоял в выжимке горькой жидкости из цветков ромашки вместе с водой, их окраске и подслащивании древесным раствором и лакрицей, что после высыхания придавало им цвет табака. Обработанные таким образом цветки ромашки крошились и смешивались на 20-30 процентов с резаным табаком, в зависимости от той цены, по которой курительная смесь должна была быть продана. Смесь поставлялась розничным торговцам в упаковках с надписью "Новая курительная смесь, проверенная и одобренная". Поскольку в нескольких городах уже были созданы соответствующие сетевые агентства, без сомнения, вскоре это могло привести к возникновению обширной торговли фальсификатом, если бы, конечно, производство его не было остановлено на ранней стадии.
Консул Соединенных Штатов в Смирне в своем отчете от 15 января 1883 года отметил, что с момента установления табачной монополии в Турции нюхательный табак стал одним из нескольких изделий, которые подвергаются наибольшей фальсификации. Из-за высоких пошлин, введенных на табак турецким правительством, и больших прибылей, которые лицензированные производители рассчитывают получить благодаря этому, более бедные слои населения не могут позволить себе приобретать табачную продукцию, поступающую с фабрик. Поэтому они полностью зависят от милости подпольного производителя и розничного торговца, которые, чтобы извлечь максимум возможного из своего мерзкого ремесла, фальсифицирует свой нюхательный табак до такой степени, что можно с уверенностью сказать, что их продукция содержит в среднем от 60 до 70 процентов некачественного персидского табака (тумбеки), кусочков деревенского табачного листа и табака из сигарет, подбираемых нищими на улицах. При этом остальные 30-40 процентов состоят из опилок грецкого ореха, terra umbra, мелко просеянного песка и свинцовой накипи (оксида свинца), покрытой некачественными черными чернилами.
Нюхательный табак производится в Смирне следующим образом: Добросовестный производитель использует персидский табак для кальяна (тумбеки) и фрагменты деревенского табачного листа окрашенные черными чернилами. Эти табаки, размолотые как можно тоньше и смешанные с виноградной патокой, помещают в закрытые бочки для брожения. Через два-три дня нюхательный табак вынимают и раскладывают на солнце для частичного высыхания, а затем растирают руками и пропускают через сита из железной проволоки для гранулирования. После этого продукт ароматизируется измельченным корнем ириса, бобами тонка и маслом герани. Табак превосходного качества ароматизируется эссенциями розы и жасмина и расфасовывается по упаковкам. Фальсифицированное изделие изготавливается таким же способом с добавлением вышеназванных веществ. Единственными лицами, пользующимися настоящим нюхательным табаком в этом городе, являются католические священники, которые импортируют его напрямую из Франции, Италии, Испании и Голландии и пользуются привилегией не платить таможенные пошлины».
Как здесь не вспомнить эпизод из поэмы И.П. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею дан л'этранже», вышедшей в 1840 году, который описывает встречу госпожи Курдюковой с французом, поднаторевшим в сфере искуснейших табачных подделок:
«Я искусник совершенный
И могу, не больше в год,
Удесятерить доход!....
Например: у вас на горке
Дуб растет; - сейчас из корки
Я натру такой табак,
Что узнать нельзя никак –
Точно наш ла ферм французский!
Ваш зевает только русский,
А у вас есть де трезор!»
Я в него вперила взор
И подумала: вот мастер!
- «Из капусты сделать кнастер
Так же мне не мудрено»,
Продолжал он. – Решено!
Я француза завербую,
С ним об этом потолкую,
От него мне будет прок:
Вот уж пятый год оброк
Дурно платит Курдюковка;
Что тут надобно? – Сноровка!»
Комментарии пользователей