Когда тихо уединяешься в павильонах вышивки каллиграфии,
Что может лучше рассеять печаль, чем “трава тоски”?
Приходит служащий с моей длинной трубкой из бамбука с реки Сян;
Всю долгую ночь я вдыхаю дым и распеваю стихи.
Чэнь Конг
Происхождение «табака с желтыми цветами» из провинции Ганьсу остается загадкой. Однако фрагментарные свидетельства говорят о том, что к началу-середине XVII века табак — выращенный ли в Анатолии, Украине, Молдове, Индии или Персии, или контрабандно ввезенный через Россию из османских или европейских портов — уже был в обращении на территориях Центральной Евразии, имевших прямые торговые и культурные связи с дальним западом Китая. Учитывая расстояния и трудности передвижения по суше, частые и устойчивые возможности распространения табака на восток из России, северной Индии или Центральной Азии в северо-западные пограничные районы Китая почти наверняка были более ограниченными, чем вдоль восточных морских границ Китая эпохи поздней Мин или Маньчжурии эпохи ранней Цин. Тем не менее, присутствие табака во многих внутренних районах Евразийского континента к середине семнадцатого века, от Кандахара до Ланьчжоу, подчеркивает тот факт, что эти внутренние территории не были отдаленными, изолированными регионами, полностью отрезанными от расширяющихся морских торговых путей. Когда политические условия позволяли обеспечить безопасный проезд, люди в пути использовали сухопутные маршруты. Курильщики, проезжавшие транзитом через города-оазисы, и торговцы, торговавшие на приграничных ярмарках, вполне могли быть первыми, кто привез махорку (Nicotiana rustica) в Ганьсу. Как следствие, Ланьчжоу, ворота Китая в отдаленные «западные регионы», прославился своим «местным» табаком с желтыми цветами — сорт, который впервые появился столетия назад на другом конце света.
Табак также широко распространялся в России XVII века. Впервые этот товар появился в Москве около 1609 г. Несмотря на неоднократные официальные запреты, торговцы многих национальностей продолжали контрабандно ввозить табак на территорию России на протяжении 1600-х годов. Английские и голландские торговцы привозили американский табак непосредственно в Архангельск, порт на крайнем севере, или продавали его шведским посредникам в балтийских портах, которые затем торговали им с русскими вдоль северо-западной русско-финской границы. Начиная с 1620-х годов, греческие и турецкие торговцы везли табак, выращенный вдоль южного османского побережья Черного моря, в Москву через Молдову и Украину. К 1630-м годам украинцы уже выращивали свой собственный табак и контрабандой ввозили его в Московию в обмен на меха и шкуры животных. В середине века индийские и бухарские купцы из Центральной Азии также импортировали табак, произведенный в северо-западной Индии или восточной Персии, в Астрахань, порт на Каспийском море. Технически табак оставался незаконным в России, пока Петр Великий не отменил запреты на табак в 1697 году, но на протяжении десятилетий официальные российские посольства регулярно использовали табак в качестве дипломатических подарков в Сибири и Монголии. Кое-что из этого, вероятно, попало на рынки северо-западного Китая.
В связи с этим интересно отметить, что о восточном пути проникновения табака в Россию известно мало, однако бухарская караванная торговля в Москве процветала. Бухарцы ежегодно привозили в Москву восточные товары и подолгу жили в русской столице. Они привозили сюда табак, как и в Сибирь, для собственного потребления и на продажу. Часть русских могла познакомиться с табакокурением именно через них, поскольку в Москве тоже распространилась бухарская манера курения через воду, или «водяное курение», которое, по мнению отдельных ученых, предшествовало созданию кальяна. Благодаря бухарским купцам «водяное курение» было известно и в Москве времен Ивана Грозного.
Более отчетливо «восточный след» прослеживается в истории проникновения табака в Сибирь. Большинство исследователей сходятся в мнении, что табак впервые появился здесь в XVII в., однако попытки конкретизировать эту дату пока не дали весомых результатов. Об определенных успехах можно говорить только применительно к отдельным территориям. Первоначально считалось, что в Сибирь табак попал из России и первыми его распространителями были русские казаки и торговцы. Однако в современных исследованиях все чаще указывается другой источник распространения – Китай. Аргументы ученых, отстаивающих эту точку зрения, кажутся намного убедительнее: дело в том, что в XVII в. в России продажа табака и курение были запрещены, а сибирские инородцы уже тогда имели весьма распространенную привычку к табаку. Поскольку ближайший культурный сосед – Китай, это зелье могли завести именно оттуда. Подтверждают это положение и лингвистические данные. Большинство названий курительных принадлежностей у народов Восточной и Южной Сибири имеет корни китайского происхождения.
Есть все основания считать, что Китай являлся лишь исходным пунктом. Если говорить о конкретных путях проникновения табака, например, в Западную Сибирь, то многие факты свидетельствуют об активном участии в этом процессе именно бухарских купцов. Ими еще с XIV в. были монополизированы крупнейшие торговые пути в Западную Сибирь. На протяжении всего XVII в. бухарцы сохранили ведущие позиции в сибирской торговле со странами Востока, и все торговые операции проходили через их территории. Бухарские караваны ежегодно привозили товары в Тюмень, Тобольск, Тару и Томск. Практически вся транзитная торговля с Китаем осуществлялась бухарцами. В XVII в. они контролировали всю торговую деятельность в Западной Сибири, а во второй половине XVII в. успешно конкурировали с русскими даже в Восточной Сибири, направляя крупные караваны в Иркутск и Красноярск. Среди прочих товаров были и китайские, причем доля их была весьма значительной.
Практически на протяжении всего XVII в., за исключением нескольких лет, торговля табаком в российских (соответственно и в сибирских) городах была запрещена. Но это отнюдь не значит, что в Сибири им не торговали. Так, католический священник Ю. Крижанич, находившийся с 1661 по 1676 г. в Тобольске в ссылке, в «Истории о Сибири» указывает, что именно в период запрета бухарцы привозили табак в Тобольск. Судя по всему, привозили его и раньше. Скорее всего, первое знакомство западносибирских народов с табаком произошло в первой половине XVII в., когда наиболее известный путь из Китая в Сибирь через казахские степи активно использовался бухарцами для торговли на Ямыш-озере. Сезонная торговля бухарцев с народами Сибири в этом районе русскими практически не контролировалась. Можно полагать, что именно в первой половине XVII в. в Сибири началась нелегальная торговля табаком.
В Сибири русские употребляли табак на протяжении всего XVII в. У сибирской администрации тогда не было сил и средств для борьбы с курильщиками. Бухарцы привозили табак с торговыми караванами более или менее регулярно, не заявляя на таможне. Поскольку табак – товар очень дорогой, привозили его небольшими партиями, и скрыть его было нетрудно. Запреты, существовавшие в центре России, практически не действовали в Сибири из-за слабости административного аппарата и высокой коррумпированности местных чиновников.
Русские казаки и таможенные чиновники вряд ли препятствовали ввозу нелегальных товаров, в том числе и табака. От бухарских купцов они получали значительные взятки. К тому же сами русские, зная, каким спросом пользовался табак у инородцев, охотно включались в торговлю им. Бухарцы привозили свои товары на Ямышевскую ярмарку и в крупные сибирские города. Здесь они распродавали товар крупным и мелким оптом русским и, реже, скупщикам из коренных сибиряков. Далее вглубь Сибири табак распространяли в основном русские, получая от этого немалую выгоду. Цены на табак в Сибири на протяжении XVII–XVIII вв. были очень высоки. Он играл исключительно важную роль в меновой торговле с коренным населением.
Сам табак купцы закупали, вероятно, в Маньчжурии или Китае и вывозили среди прочих товаров в Сибирь, распространяя его в среде своих постоянных торговых партнеров – народов, населяющих берега рек Оби и Иртыша. Бухарцы уже в первой половине XVII в. сами практиковали водяное курение и привнесли эту манеру в Сибирь. Познакомившись с табаком от бухарцев, коренное население Западной Сибири переняло соответственно и манеру его потребления, а также технику изготовления специфических курительных принадлежностей.
Одними из первых факт потребления табака сибирскими аборигенами зафиксировали первые русские послы в Китай Избрант Идес и Адам Бранд, проезжавшие по Сибири в 1692 г. Оба очевидца уверяют, что привычка к табакокурению среди повстречавшихся им остяков (устаревшее название хантов) была очень распространена: «Плавая по Оби, мы ежедневно питались великолепной, свежей и самой изысканной рыбой, а именно осетром, крупной стерлядью и т.п., которых нам приносили остяки, однако же они не брали денег за них, а лишь умоляли дать или подарить им соли, хлеба и китайского "шара”, или табаку, что мы и делали».
Члены посольства и раньше знали о пристрастии сибирских инородцев к табаку, поэтому везли с собой табак из России для угощения местных князьков. Однако способ потребления табака был для иностранцев столь необычен, что они подробно описали его. Так Идес отмечает: «Для курения табака (к чему они все, как мужчины, так и женщины, очень склонны) пользуются вместо трубок каменным сосудом, куда они втыкают специально сделанный для этого чубук. Набрав немного воды в рот, они могут в два или три вдоха выкурить целую трубку. Дым они вдыхают в себя и потом падают на землю и лежат по полчаса без сознания, как мертвые, с закатившимися глазами и дрожью в руках и ногах. На губах у них появляется пена, кажется, что у них припадок падучей, и совсем незаметно, куда девается дым. От такого способа курения многие из них гибнут, так как если они находятся в воде или в поездке или сидят у огня, то некоторые из этих завзятых курильщиков падают в воду и тонут или попадают в огонь и сгорают. Те из них, кто, вдохнув дым, выдыхают его через рот, отделываются дешевле, чем люди более слабого сложения, которые иногда задыхаются, втянув в себя дым». Адам Бранд почти слово в слово повторяет описанный Идесом способ употребления табака, добавляя к нему лишь несколько деталей: «По их обычаю курят они не стоя, а сидя. Когда у них случается нехватка табаку, они курят деревянную стружку от своих трубок, которая готовится простым и очень удивительным способом».
(Продолжение следует...)
Комментарии пользователей