В колониальные времена табак транспортировали и хранили в бочках, называемых хогсхедами (англ. Hogshead, сокр. hhd, множ. число hhds). Это были очень большие бочки. Стандартная бочка для табака имела 48 дюймов в длину (121,92 см) и 30 дюймов (76,2 см) в диаметре в верхней части. Полностью наполненный табаком, такой хогсхед весил около 1000 фунтов (453,6 кг). Впрочем, этот стандарт появился только в 1695 году и действовал вплоть до 1790-х годов. До 1657 года бочки, в которых перевозили табак, вообще не имели стандартных размеров. Их вид зависел исключительно от возможностей и мастерства бондаря. С 1796 года по 1820-е годы действовал уже другой стандарт, который был увеличен до длины в 54 дюймов и диаметра в 34 дюйма. Соответственно менялся и вес, перевозимого в бочке табака: если 1660-х годах он равнялся примерно 600 фунтам, то к 1800 году он составлял уже в среднем 1100 фунтов. Однако, на практике эти стандарты строго не соблюдались. Бондарство не сразу стало профессиональным делом. Изготовлением бочек часто занимались плотники-кустари, которых нанимали по случаю в ближайших к табачной плантации поселениях.
В своем основном значении хогсхед — мера веса и измерения объёма жидкости, а также название для деревянных бочонков размером с голову кабана. Единица измерения хогсхед зависит от того, что именно измеряется. Как правило, хогсхед применяли для оценки объёма различных слабоалкогольных напитков — пива, эля и сидра. В разные века объём хогсхеда для пива и эля менялся от 48 до 54 галлонов. При измерении вина использовался хогсхед большего объёма. В Оксфордском словаре 1897 года выпуска указано, что объём винного хогсхеда изменялся также в зависимости от вина, которое им мерили, так как бочонки, в которых перевозили вино разных марок, были традиционно разного размера.
Для иллюстрации можно сослаться на роман Кэролайн Кин «В покоях Синей Бороды» (Bluebeard's Room), в котором контрабандисты использовали изображение головы кабана в качестве символа, маркирующего их секретное убежище, намекая на то, что бренди и табак, доставляемые контрабандой, транспортировали в бочках, называемых хогсхедами:
«Нэнси не терпелось вернуться обратно в пещеру на утесе. Когда девушка пришла к докам, мужчина уже ждал ее, и вскоре их шлюпка заскользила по бирюзовым волнам. Алан искусно пришвартовал лодку к скалам, а затем помог девушке взобраться на утес. Оба принесли с собой фонарики.
— Ну, теперь-то ты мне расскажешь о той блестящей мысли, что тебя осенила? — спросил Алан.
Загадочно улыбнувшись, Нэнси направила луч своего фонаря на изображение кабаньей головы.
— Бренди и ром раньше транспортировали в огромных бочках, так ведь?
Репортер кивнул.
— Да, но как это связано с тайной?
— Вы знаете, как называются эти огромные бочки? — спросила Нэнси, продолжая загадочно улыбаться.
— Хм, вроде хогс… Ну, конечно! Хогсхеды! Их так назвали из-за размера — бочки огромные, будто башка кабана!
— Именно, — подмигнула Нэнси. — Так что самое время внимательно осмотреть все эти бочки!».
Лучшим материалом для изготовления бочек традиционно считается древесина дуба белого (лат. Quercus alba), в естественных условиях произрастающего в восточной части Северной Америки от Квебека на севере и до Флориды на юге. В штате Мэриленд он считается природным символом. Иногда, при отсутствии базового сырья, бондари используют древесину испанского дуба или дуба красного. Основным преимуществом дубовой древесины является ее плотная структура и долговечность, а также высокое содержание антибактериальных веществ. В специальной литературе приводятся разные тому примеры. В одной из книг, в частности, рассказывается, что в Ричмонде, современной столице Виргинии, была найдена бочка с неплохо сохранившимся табаком, которая была принесена сюда в результате сильного наводнения на реке Джеймс, случившемся 20 лет назад! Похожие истории рассказывают и свидетели кораблекрушений. Даже в соленной морской воде хогсхеды умудрялись сохранять свой драгоценный груз — табак.
Более серьезной проблемой была доставка табака до рынка. Транспортировка бочек с табаком осуществлялась разными способами. В начале колониальной эпохи для этого использовались исключительно небольшие океанские торговые суда. Маленькие корабли были в состоянии бросить якорь непосредственно у табачных плантаций, которые в основном примыкали к судоходным речным артериям. Близость к ним являлась важнейшим фактором при выборе участка. Однако позднее, по мере экспансии табачного производства вглубь страны, а также в связи с увеличением размеров океанских судов, которые уже не могли входить в мелкие реки и их притоки, возникла необходимость в новых способах доставки табака. И выход был найден. Бочки с табаком стали доставлять на лодках с плоским дном до места стоянки крупных судов. Однако это было связано с большой тратой времени, дополнительными расходами и большим риском, особенно когда груз нужно было доставлять на дальние расстояния. Именно по этой причине табаководы с критикой обрушились на распоряжение Генеральной Ассамблеи, принятое в 1633 году, касательно создания пяти складов, на которые впредь плантаторы должны были поставлять весь табак для хранения и последующей продажи.
К 1700 году сложились несколько основных способов транспортировки табака до рынков сбыта и пунктов экспорта: по суше — на фургонах, телегах и катаньем в специально оборудованных бочках, а по воде — на лодках и каноэ, спаренных наподобие катамарана.
Последний из перечисленных способов получил название «Метод Роуза» по фамилии преподобного Роберта Роуза из округа Олбемарл, который первым использовал для перевозки бочек с табаком два каноэ длиною в 50-60 футов, связанных между собою веревками. На них умещалось до девяти бочонков, крепившихся крест-накрест на планширях. После разгрузки каноэ отделялись друг от друга, и двое мужчин с шестами отправлялись на них в обратный путь, преодолевая за день вдвое большее расстояние, чем четыре хороших гребца, управлявшие лодкой.
Плантаторы Тайдуотера для перевозки табака пользовались в основном фургонами и телегами, в то время как поселенцы Пидмонта использовали для этих целей специально оборудованные бочки, которые на лошадиной или воловьей тяге катились по земле. На такие бочки устанавливались дополнительные обручи, усиливавшие их конструкцию. К упряжи лошади или быка они крепились двумя оглоблями. У этого способа транспортировки был существенный недостаток: при перевозке груза катаньем на дальние расстояния табак в бочке нередко повреждался грязью, водою или песком. Чтобы устранить этот недостаток бочку стали приподнимать с земли с помощью устройства, напоминающего обод колеса телеги. Однако, по мере того как качество табака приобретало все большее значение, от этого способа транспортировки табака все-таки постепенно отказались. К 1800 году табак транспортировался уже в основном по рекам и каналам, пока они не были вытеснены железными дорогами.
Комментарии пользователей