Тайная молвь

Автор еженедельной колонки

Прощайте — нюхайте гишпанского табаку и чихайте громче, еще громче.

А.С.Пушкин (из письма Н.И. Гнедичу, 1820 г.)



13 ноября 1820 года из Варшавы русский поэт и государственный деятель князь Петр Андреевич Вяземский направил декабристу Николаю Ивановичу Тургеневу стихотворное послание, которое сопровождало реальную табакерку с испанским нюхательным табаком. Стихотворение стилизует текст конституционных надписей на табакерках фирмы Тукэ (Touquet), получивших широкое распространение во Франции в те годы:

Во имя хартии, свободы… («Табашное послание»)

Во имя хартии, свободы,
Всего, чего у нас nie ma,
Что у людей одной породы
Зовётся: наших дней чума,
Сей табакеркой либеральной
Я нос ваш антифеодальный
Хочу потешить и почтить.
Вам нечего себя лечить;
Но впрок её употребляйте,
Молю я вас самим Христом,
Набив гишпанским табаком,
Вы нюхать из неё давайте:
Всем староверческим носам
Невежественного расколаИ званья всякого и пола;
Всем двигающимся мощам
Сената, Английского клоба;
Всем губернаторам и виц,
Всем баричам в бегах из гроба
Иль из Обуховских больниц;
Всем представительным витиям
Всех предрассудков двух столиц;
Всем мелкотравчатым Батыям,
Крещёным нехристям; врагам
Завоеваний мысли смелой;
Друзьям привычки закоснелой:
Всем Траверсе по письменам
И всем Антонским по Совету;
Всем государственным совам,
Хранящим злость к дневному свету,
Всем государственным столбам
Одервенелым в министерстве;
Всем государственным чинам,
Обабившимся в кавалерстве
И помрачившихся в звездах;
Всем государственным лакеям;
Всем первоклассным фалалеям
На государственных местах.
Попробуйте. Благим влияньем
Свершится чудо, может быть:
Авось удастся осветить,
Авось целительным чиханьем
Удастся их очистить мозг,
Который страх как сух и плоск
И страх как завалился сором.
Вы, кои мозговым запором
Совсем утратили чутьё
И онемевшее бытьё
Волочите под приговором
Судьбы, не слушающей нас:
О, отчихните в добрый час
Всю дрянь, что накопилась в вас,
И мы вам «Здравствуй!» грянем хором.

нюхательный табак

Пафос данного произведения трудно понять, не окунувшись в события того времени. Кстати братья Тургенева, в силу различия своих политических взглядов, по-разному оценили стихотворение. Так  А. И. Тургенев, говоря о раннем творчестве Вяземского, упомянул послание, как наиболее «примечательное», но «по предмету и по адресу непозволительное». Резко отрицательную оценку стихотворение получило в письме С. И. Тургенева к братьям от 3 января 1821 г.: «Стихи… очень плохи. Он (Вяземский) рассказал довольно забавных мыслей о шпанском табаке. Из нее (эпистолы) можно бы сделать порядочный quatrain, но не более». Раздражение С. И. Тургенева, судя по всему,  вызывала «либеральная доктрина Вяземского». 


Что же стоит за этой «братской полемикой», и причем здесь гишпанский табак?

Объяснение этому находим, в частности, в повести  об Иване Горбачевском Рассадина Станислава: 

«— Как, господин подпоручик? Обнаружить перед ними существование общества? Но так мы все погибнем ни за понюшку шпанского табаку!

«Шпанского? Отчего не иного какого-нибудь?» — мелькнуло зачем-то в голове подпоручика. А ответ, как потом оказалось, был прост: Горбачевскому в эту пору еще незнакома была тайнопись или, лучше сказать, тайномолвь заговорщиков, как и всех вообще либералистов. «Шпанский табак», —  говорили они между собою, значительно перемигиваясь и намекая тем на дела испанские, «шпанские», на всколыхнувший Европу мятеж Риэго.

Игривая и опасная острота заключалась в том, что Испания, прославившаяся недавней революцией, издавна славилась нюхательным табаком, и, как табак ввозили во все европейские страны, так желательно было бы ввезти — или ввести у самих себя — революцию…».

Другими словами, «гишпанский табак», это — не что иное, как намек на  вспыхнувшую в 1820 году в Испании революцию, оказавшую огромное влияние на судьбу декабристского движения в России.

Испанская революция 1820-1823 гг. (Trienio Liberal, «Либеральное трёхлетие») ставила перед собой задачу отмены феодальных отношений в Испании. Причинами ее были социально-экономический кризис, французская оккупация 1808-1813 годов, отделение американских колоний. Начало революции положило выступление войск в Кадисе, вызвавшее восстание во всей стране. 9 марта 1820 года король Фердинанд VII, испуганный революционным натиском, подписал манифест о созыве кортесов (испанского парламента). Абсолютистская Испания стала конституционной страной, восстановив конституцию 1812 г. Были ликвидированы майораты, закрыты части монастырей с национализацией их земли, наполовину сокращены церковные десятины, введен прямой подоходный земельный налог, единый таможенный тариф. 


Победу испанской революции декабристы встретили с восторгом. «Вчера получено здесь известие, что король испанский объявил конституцию кортесов, — записал Николай Тургенев в своем Дневнике (от 24 марта 1820 г.). — Слава тебе, славная армия гишпанская! Слава гишпанскому народу! Во второй раз Гишпания показывает, что значит дух народный, что значит любовь к Отечеству... Инсургенты вели себя весьма благородно. Объявили народу, что они хотят конституции, без которой Гишпания не может быть благополучна, объявили, что, может быть, предприятие их не удастся, они погибнут все жертвами за свою любовь к Отечеству, но что память о сен предприятии, память о конституции, о свободе будет жить, останется в сердце гишпанского народа».

Декабрист Беляев вспоминал в своих «Записках»: «Революция в Испании с Риего во главе, исторгнувшая прежнюю конституцию у Фердинанда, приводила в восторг таких горячих энтузиастов, какими были мы и другие». Близкий к декабристам П. Я. Чаадаев писал брату: «Революция, завершенная в восемь месяцев, при этом ни одной капли пролитой крови, никакой резни, никакого разрушения, полное отсутствие насилия, одним словом, ничего, что могло бы запятнать столь прекрасное дело, — что вы об этом скажете? Происшедшее послужит отменным доводом в пользу революции». При этом он многозначительно прибавлял:  «Но во всем этом есть ближе нас касающееся».

Еще с 1820 года умами декабристов стала все более овладевать идея «военной революции» — военного восстания без участия народных масс. Они исходили из опыта двух типов революции:

  • французской 1789 года — революции «черни», сопровождаемой «беспорядками и безначалием»;
  • испанской 1820 года — «организованной, без крови и беспорядков», совершившейся при содействии дисциплинированной военной силы, руководимой авторитетными военачальниками.

Военная революция «наподобие гишпанской» особенно импонировала декабристам. Она была призвана явиться альтернативой революции типа французской, а в условиях России предотвратить новую «пугачевщину», вероятность которой они допускали.

Правительству Александра I и российской крепостнической знати испанские события казались грозным предзнаменованием приближающегося революционного взрыва…

Испанская буржуазная революция  1820-1823 гг. потерпела поражение. Буржуазные преобразования либералов восстановили против них феодальную реакцию как в самой Испании, так и за ее пределами. В то же время аграрная политика либералов оттолкнула от буржуазной революции крестьян. Лишенный поддержки со стороны народных масс, блок либерального дворянства и верхушки буржуазии не смог отразить натиск феодально-абсолютистских сил.

В 1821 году оживилась контрреволюция, опиравшаяся на поддержку иностранных держав. 7 апреля 1823 года Франция предприняла интервенцию в Испанию. Интервенты быстро продвинулись вперед. 30 сентября 1823 года капитулировало конституционное правительство. 1 октября 1823 года король восстановил абсолютистский режим.


1 октября 1823 г. Фердинанд VII подписал декрет, отменявший все законы, принятые кортесами в 1820-1823 гг. В Испании вновь утвердился абсолютизм, церкви были возвращены отнятые у нее земли. Правительство начало преследовать участников революции. В ноябре 1823 г. был казнен Р. Риего. Ненависть камарильи к революционному движению дошла до того, что в 1830 г. король приказал закрыть все университеты, видя в них источник либеральных идей.

Тем не менее революция 1820-1823 гг. расшатала устои старого порядка, подготовив почву для дальнейшего развития революционного движения. События Испанской революции оказали большое влияние на революционные процессы в Португалии, Неаполе и Пьемонте.

Попытки испанского абсолютизма восстановить свою власть в Латинской Америке оказались тщетными. К началу 1826 г. Испания потеряла все колонии в Латинской Америке, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико…

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.