Никеливый Маршалл

Автор еженедельной колонки

Томас Райли Маршалл

В 1912 году на Национальном съезде Демократической партии кандидатом на должность вице-президента США был выдвинут Томас Райли Маршалл. Эту должность он занял 4 марта 1913 года после победы на президентских выборах Вудро Вильсона; на выборах 1916 года Вильсон и Маршалл были переизбраны на второй срок. Отношения Маршалла и Вильсона были довольно прохладными, и во многом это объяснялось идеологическими разногласиями политиков. Во время Первой мировой войны Маршалл вёл активную деятельность, направленную на подъём морального духа американцев, выступая с обращениями по всей стране. Также он стал первым вице-президентом, проводившим заседания кабинета министров, поскольку Вильсон часто совершал визиты в Европу.

В 1919 году Вильсон перенёс инсульт, вследствие чего оказался недееспособным. В этой ситуации Маршалла призывали взять на себя обязанности президента, однако он отказался брать на себя подобную ответственность.

По окончании пребывания на посту вице-президента Маршалл оставил большую политику и продолжил карьеру в качестве адвоката. Он выступил автором нескольких книг, а также выпустил собственные мемуары. Скончался Маршалл 1 июня 1925 года от сердечного приступа и был похоронен в Индианаполисе.

28-й вице-президент США (4 марта 1913 — 4 марта 1921) Томас Маршалл был известен своим остроумием и чувством юмора. Одна из его самых известных шуток, которая, как говорят, вызвала всеобщий смех у его коллег, прозвучала в 1914 году во время дебатов в Сенате. Длинная и нудная речь сенатора-республиканца от штата Канзас Джозефа Литтл Бристоу на тему потребностей страны, как говорят, заставила скучающего вице-президента Соединенных Штатов наклониться вперед и театрально, и достаточно громко, чтобы это могли услышать другие, прошептать на ухо Генри Роуза, помощника секретаря Сената: «Что действительно нужно этой стране, так это хорошая пятицентовая сигара».

Благодаря журналистам эта фраза стала крылатой и одной из самых цитируемых как политиками, так и любителями сигар. Самая ранняя газетная статья, описывающая замечание Маршалла о пятицентовой сигаре, появилась в колонке Фреда Келли  Statesmen, Real and Near («Государственные деятели, реальные и близкие») в номере Washington Herald от 6 февраля 1914 года. Об этом рассказывается также в the New York Tribune от 4 января 1920 года. Но, главное, этот забавный эпизод подтверждает сам Маршалл в автобиографии Recollections of Thomas R. Marshall, опубликованной в 1925 году.

Однако некоторые исследователи ставят под сомнение сам факт этого события, ставшего частью американского политического фольклора. Объясняют они это тем, что сведения о точной дате, тексте и обстоятельствах замечания Маршалла о пятицентовой сигаре противоречивы, и никаких свидетельств из первых рук об этом событии обнаружено не было.  Другие скептически замечают, что, Маршалл, возможно, и произнес эти слова, но автором их он не является, так как согласно Yale Book of Quotations еще в 1875 году это крылатое выражение появилось в старейшей непрерывно издаваемой газете в Америке The Hartford Courant от 22 сентября.

5 центов

Так или иначе, но нас, откровенно, интересует не столько, кто произнес эту фразу, а то, почему она была произнесена. Собственно, а причем здесь пятицентовая сигара? Попробуем разобраться и с этим вопросом.

В разных источниках указываются разное время, когда была  произнесена ставшая знаменитой фраза, приписываемая Томасу Маршаллу. В любом случае, это могло произойти только не позднее 1915 года, так как сенатор Бристоу провалился на выборах в  ноябре 1914 года и  его место 4 марта 1915 года занял Чарльз Кертис.

В то время сигары в США для целей налогообложения  делились на две группы: те, что весят более 3 фунтов на тысячу, назывались большими сигарами, и те, что весят не более 3 фунтов на тысячу, назывались маленькими сигарами. Крупные сигары составляли примерно 95% от общего количества. На их изготовление тратилось 98-99% от общего количества табака, использовавшегося в производстве сигар. Полноразмерные сигары, в свою очередь, классифицировались Бюро внутренних доходов в соответствии с их предполагаемой розничной ценой следующим образом:

 Класс A - не более 5 центов.

Класс B - более 5 центов, но не более 8 центов.

Класс C - более 8 центов, но не более 15 центов.

Класс D - более 15 центов, но не более 20 центов.

Класс Е - более 20 центов.

сигары в США для целей налогообложения

            Существовала, правда, и другая, специфическая, классификация сигар, граничившая с профессиональным сленгом. Она обычно использовалась в торговле и была понятна любителям сигар.  Например, под «импортными» сигарами понимались в основном сигары, сделанные на Кубе. При этом этот термин не включал пуэрториканские или филиппинские сигары. Термин Clear Havana обозначал сигары, изготовленные вручную в США исключительно из кубинского табака и в том же стиле, что и на Кубе. Seed and Havana - термин, обычно означавший американскую сигару, наполнитель которой полностью или частично состоял из кубинского табака, а покров - из местного или суматранского листа. Название Domestic Cigar использовалось для сигар, произведенных в США из местного табака.

            Наконец, «никелевыми» сигарами (Nickel Goods), или иначе «пятицентовыми» сигарами, назывались сигары, сделанные либо полностью из отечественного табака, либо с суматранской оберткой, и, как правило, частично или полностью машинным способом. Этот термин распространялся также на так называемые  Segundos или Second сигары, то есть сигары более высокого класса, предназначенные для продажи по более высоким ценам, но которые из-за какого-то дефекта отбраковывались при осмотре. Иногда под этим типом сигар понимались сигары Clear Havana, изготовленные из обрывков табака и некачественной обертки. Эти сигары имели огромное разнообразие обозначений и составляли основной запас большинства сигарных магазинов. Себестоимость продукции обычно не превышала  20,0 долларов за тысячу, и они продавались дилерам по цене от 25,0 до 30,0 долларов за тысячу.

До Первой мировой войны 5-центовая сигара была основой сигарного бизнеса. С увеличением материальных и трудовых затрат, связанных с войной, розничные цены на сигары выросли, а 5-центовые сигары сократились в объеме продаж. С тех пор наблюдалась противоположная тенденция. Продажи сигар класса А резко возросли, тогда как продажи других классов снизились. Особенно стремительным был спад в классе В.

Согласно некоторым источникам в 1922 году Томас Маршалл, отвечая на вопрос о значении произнесенной им фразы, ответил, что это была метафора, в которой содержался призыв к бережливости и труду. Достойный лозунг для военного времени! Видимо,    ситуация, сложившаяся тогда в сигарной промышленности США и в стране в целом и навеяла  Маршаллу мысль о пятицентовой сигаре.

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.