Ключ от сигарной столицы (продолжение 7)

Фото публикации
Автор еженедельной колонки

Сигары под прессом

Внедрение пресс-форм, без которых сегодня немыслимо производство сигар ручной скрутки, на Американском континенте в начале двадцатого века неожиданно столкнулось с жесточайшим сопротивлением со стороны традиционных производителей. Практически она была объявлена вне закона. Невероятно, но факт: пресс-форму, одно из многочисленных ручных приспособлений, приравняли к машине! Дело дошло до того, что тем торседорес, которые к тому времени уже были объединены в профессиональные союзы, строго-настрого запрещалось наниматься на работу в мастерские, где пытались использовать пресс-формы. Работников таких предприятий призывали бойкотировать их внедрение, объявлять забастовки и даже физически их уничтожать. При этом приводились весьма распространенные сегодня доводы против машинной скрутки. И главный из них: машина убивает душу сигары. Но что происходит дальше? А дальше в действие вступают законы рынка. Существенное снижение себестоимости сигарного производства делает неотвратимым повсеместное внедрение пресс-форм. При этом одновременно решается и проблема нехватки рабочих рук, так как внедрение нового, по сути, революционного приспособления позволило приобщить к непосредственному производству сигар женщин. Последнее еще больше подогрело дискуссии по поводу правомерности использования в сигарном производстве механических приспособлений. На защиту сигар ручной скрутки встали мужчины, которые не хотели мириться с потерей своего монопольного положения в индустрии. Забавно, что как только на некоторых фабриках стали появляться реальные автоматы для скрутки сигар, то полемика вокруг пресс-форм как-то сразу поутихла, и все внимание ревнивых сторонников ручной скрутки переключилось на сигарные машины. Ну а сигары, скрученные с использованием пресс-форм, отныне стали считаться hand-made.


Считается, что впервые пресс-формы были применены в Германии примерно в 1850 году. Однако некоторые исследователи настаивают на том, что впервые они появились все-таки в Испании. Так или иначе, но пресс-формы сделали процесс изготовления сигар проще и продуктивнее. До их изобретения производители сигар использовали для формирования «куколки» бумагу. Начинка плотно завертывалась в нее, и только через час на нее можно было накладывать покровный лист. Каждое утро, когда открывались сигарные фабрики, каждый крутильщик сигар получал свою норму табачного сырья и бумаги. Создание сигары полностью вручную получило название Spanish Hand Method (испанский ручной метод), а процесс изготовления сигар с использованием пресс-форм получил название Standard Method (стандартный метод).

Пресс-формы представляли собой уникальное приспособление, изготовлявшееся с использованием нескольких пород дерева (дуб, кедр, тополь). Изначально они делались с двадцатью углублениями, но позже сочли, что удобнее работать с формой, рассчитанной на десять сигар. В Тампе производители сигар использовали в основном пресс-формы, изготовленные по патенту американской компании Miller, DeBrul & Peters, Mfg. Co.

Miller, DeBrul & Peters, Mfg. Co

Как мы уже отмечали выше, внедрение пресс-форм позволило привлечь к производству сигар неквалифицированных рабочих. Для их обучения достаточно было два-три месяца практики. Если опытный крутильщик сигар самостоятельно мог производить от 250 до 350 сигар в день, то команда из трех человек, двое из которых при помощи пресс-форм придавали сигарам форму, а третий надевал на них только покровный лист, могла выпускать до 750–1000 штук в день или даже больше. При этом три крутильщика изготавливали одинаковое количество сигар, но специалистам-формовщикам платили меньше, часто в целых пять раз, так что сигарная компания могла существенно сократить издержки производства. 

Иллюстрацией этого может служить ситуация, возникшая в середине XIX века в Сан-Франциско. Хотя потребление сигар здесь росло, количество сигарных фабрик в быстрорастущем городе сократилось до одиннадцати. Многие производители сигар, охваченные золотой лихорадкой, подались на прииски. В 1859 году этой ситуацией вознамерились воспользоваться два местных предпринимателя: Герман Энглбрехт (Englebrecht) и Х.Л. Леви (H.L. Levy). Они рассчитывали заработать много денег, если им удастся существенно расширить производство на своей небольшой фабрике, на которой на тот момент работало всего два крутильщика сигар. Но с самого начала они столкнулись с проблемой отсутствия в Сан-Франциско достаточного количества квалифицированной рабочей силы. На весь город остался только двадцать один опытный крутильщик. 

Два партнера обсуждали свои варианты в течение нескольких недель, прежде чем решили воспользоваться избытком дешевой китайской рабочей силы. Как только это радикальное решение было принято, два предпринимателя расклеили плакаты по всему Чайна-тауну, обещая научить новому ремеслу принятых кандидатов. На этот рискованный шаг они пошли как раз с учетом внедрения революционного на тот момент инструмента – сигарной пресс-формы.

В назначенный день буквально сотни китайцев выстроились перед фабрикой на Фронт-стрит, страстно желая поучиться. Партнеры лично маршировали по рядам, выбирая наиболее подходящих для тренировок парней. К концу дня они отобрали 200 рабочих и приступили к занятиям. Другие производители сигар были возмущены тем, что Энглбрехт и Леви нарушили традиционные расовые барьеры отрасли. Местная Ассоциация производителей сигар выступила против найма китайцев. В газетах появились статьи утверждавшие, что это окажет разрушительное воздействие на общее благосостояние и замедлит прогресс цивилизации.

фабрика Englebrecht & Levy с китайскими рабочими была на подъеме

В 1860 году фабрика Englebrecht & Levy с китайскими рабочими была на подъеме. Никогда еще дела не шли так хорошо. Но в течение следующих нескольких лет партнеры поняли, что совершили необратимую ошибку. Люди, которых они нанимали, не были, как они предполагали, выходцами из низов китайской социальной лестницы. Многие из них были хорошо образованными бизнесменами и профессионалами, стремящимися узнать секреты производства сигар. И надо сказать, они хорошо усвоили урок.

К 1866 году половина из четырех дюжин сигарных фабрик города принадлежала китайцам. Этому способствовало то, что открытие сигарной фабрики требовало минимального капитала. Один человек мог открыть фабрику менее чем за 5 долларов. Наладить производство с 20 или 30 роллерами можно было за 300 долларов или около того. Вскоре китайцы уже контролировали на Западном побережье США три четверти прибыльного сигарного бизнеса, открывая фабрики и жестоко эксплуатируя своих собственных соотечественников. 

К 1868 году ежегодная стоимость сигар, производимых в Сан-Франциско, выросла с нескольких тысяч долларов до более чем миллиона, и Калифорния сместила Массачусетс с четвертого места по количеству производимых сигар. Вслед за Энглбрехтом и Леви другие владельцы фабрик, особенно крупных, начали нанимать китайцев, которые составляли тогда 8 % населения Калифорнии и 25 % доступной рабочей силы. 

К 1870 году китайцы производили уже 80 % сигар к западу от Скалистых гор. Принадлежавшие им компании начали открывать новые заводы также в Бостоне, Нью-Йорке и Ванкувере. Китайцы также были заняты в индустрии сигарных коробок. В 1881 году ими было произведено около 1/6 всех калифорнийских коробок. В 1904 году в Сан-Франциско было пять коробочных фабрик, на которых работало 140 рабочих, 80 из которых были китайцами. 

Что касается качества китайских сигар, то мнения о нем расходятся. Некоторые исследователи утверждают, что сигары были вполне сносными, но это, конечно, не тот образ, который пропагандировался белыми владельцами фабрик. С их подачи китайские сигары стали символом падения качества, вызванного внедрением пресс-форм. Со стороны недовольных производителей предпринимались попытки противостоять китайской экспансии в отрасли. В частности, для работы в Калифорнии на Восточном побережье были наняты четыреста крутильщиков сигар, которым для переезда были предоставлены билеты по сниженным железнодорожным тарифам. Однако завезенные рабочие обнаружили, что заработная плата на Западном побережье ниже обещанной, взбунтовались и потребовали повышения платежной ставки с 2 до 4 долларов за тысячу сигар.


За немногими исключениями выходцы с Востока не имели успеха. Фабрики продолжали нанимать азиатов, и в течение года большинство из нанятых рабочих вернулись в свои дома на Восточном побережье. Белые фабрики, которые пережили китайское вторжение, как правило, были небольшими маргинальными фабриками, которые боролись против более крупных компаний, а также китайцев. Эти производители сигар создали ассоциацию White Co-Operative Cigar Manufacturing Co., пообещав бороться с тем, что они называли посягательством на качество сигар. Они также выступали за расовую чистоту. Продвижение белой рабочей силы с помощью газетных объявлений, визитных карточек и коробочных этикеток, провозглашавших, что их сигары изготавливаются вручную на белой фабрике белыми рабочими, стало важным способом дифференциации их продукта. В магазинах вывешивались плакаты, которые призывали бойкотировать товары китайского производства. В этой борьбе западных производителей сигар поддержали восточные, которые начали добавлять на коробки своих сигар, поставлявшихся на калифорнийский рынок, надпись White Labor (Белая рабочая сила).

White Labor (Белая рабочая сила).

Фабрики, на которых работали китайцы, защищались, указывая, что белых рабочих недостаточно, чтобы заполнить их фабрики. Но это не изменило ситуацию. Антикитайские настроения продолжали нарастать. В начале 1880-х годов в борьбу вступил The Cigar Makers’ Union, требуя, чтобы фабрики увольняли китайских рабочих, как только появится возможность заменить их белыми рабочими. Взамен профсоюз обязался предоставить квалифицированных роллеров.

В конечном счете местные притеснения и The Chinese Exclusion Act (Закон об исключении китайцев) 1882 года вытеснили многих китайцев из сигарного бизнеса в более прибыльные и менее спорные отрасли. Некоторые исследователи утверждают, что с уходом китайцев исчезла и жизнеспособность калифорнийской сигарной промышленности, но данные этого не подтверждают. Калифорния оставалась в топ-15 сигарных Штатов вплоть до окончания Первой мировой войны, когда начался век машинного производства сигар.

(Продолжение следует...)

Комментарии пользователей

Автор: Cigarday.ru
Quesada, Casa Magna и Vega Magna

Три бренда — один основатель: Мануэль Кесада, вооруженный всего лишь «100 долларами, стулом и телефоном», стал первым производителем сигар, работавшим за пределами зоны свободной торговли Сантьяго в Доминиканской Республике, когда он построил там в 1974 году свою сигарную фабрику Manufactura de Tabacos SA.